Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-23015/2009 Заявление о признании недействительными решений налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме разделения удовлетворено правомерно, поскольку в представленных на регистрацию документах отсутствовал разделительный баланс, а также поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства размещения в средствах массовой информации уведомления о реорганизации юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2010 г. по делу N А43-23015/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.

при участии представителей

от заявителя: Тяпаевой Н.В. (доверенность от 24.07.2009 N 52-02/079949),

от заинтересованных лиц (открытого акционерного общества “Стройматериалы“ и закрытого акционерного общества “Заречная лесоторговая база“):

Вороновой О.Ю. (доверенность от 02.06.2009),

Казаковой О.А. (доверенность от 24.07.2009)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

закрытого акционерного общества “Строительная ярмарка“

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2009,

принятое судьей Кабановым В.П.,

по делу N А43-23015/2009

по заявлению открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк “Росбанк“

о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району Нижнего Новгорода

и

установил:

открытое акционерное общество Акционерный
коммерческий банк “Росбанк“ (далее - ОАО АКБ “Росбанк“, Банк) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 02.06.2009:

- N 1161 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица - открытого акционерного общества “Стройматериалы“ (далее - ОАО “Стройматериалы“) при реорганизации в форме разделения и об обязании исключить из ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения этого юридического лица;

- N 1162 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - закрытого акционерного общества “Строительная ярмарка“ (далее - ЗАО “Строительная ярмарка“) путем реорганизации в форме разделения и об обязании исключить из ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации этого юридического лица;

- N 1161 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - закрытого акционерного общества “Заречная лесоторговая база“ (далее - ЗАО “Заречная лесоторговая база“) путем реорганизации в форме разделения и об обязании исключить из ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации этого юридического лица.

К участию в деле привлечены также ЗАО “Заречная лесоторговая база“ и ЗАО “Строительная ярмарка“.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2009 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

ЗАО “Строительная ярмарка“ не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд не применил подлежащую применению статью 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, нарушил пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполно выяснил
обстоятельства дела и сделал выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, произведенной в результате реорганизации ОАО “Стройматериалы“ в форме разделения, так как в Инспекцию представлены все необходимые для такой регистрации документы; в материалах дела имеются доказательства уведомления Банка, как кредитора реорганизуемого юридического лица, и опубликования информации о данной реорганизации. Заявитель также полагает, что Банк не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов как кредитора ОАО “Стройматериалы“ при разделении этого общества.

Представитель ЗАО “Строительная ярмарка“ в судебном заседании подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу согласилась с позицией ЗАО “Строительная ярмарка“; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

ЗАО “Заречная лесоторговая база“ в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании также согласились с позицией ЗАО “Строительная ярмарка“.

Банк в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов ЗАО “Строительная ярмарка“ и просили оставить жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.01.2010.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, акционеры ОАО “Стройматериалы“ на внеочередном собрании 19.03.2009 приняли решение о его реорганизации в форме разделения и о создании в результате реорганизации ЗАО “Заречная лесоторговая база“ и ЗАО “Строительная ярмарка“ (протокол от 19.03.2009 N 1); утвердили разделительный баланс и уставы созданных в результате реорганизации
обществ.

На основании представленных 26.05.2009 в Инспекцию документов регистрирующий орган 02.06.2009 принял решения:

- N 1161 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица - ОАО “Стройматериалы“ при реорганизации в форме разделения;

- N 1162 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - ЗАО “Строительная ярмарка“ путем реорганизации в форме разделения;

- N 1161 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - ЗАО “Заречная лесоторговая база“ путем реорганизации в форме разделения.

ОАО АКБ “Росбанк“, являющееся кредитором ОАО “Стройматериалы“ по ранее действовавшему кредитному договору, посчитало, что государственная регистрация прекращения деятельности ОАО “Стройматериалы“ и создания ЗАО “Заречная лесоторговая база“ и ЗАО “Строительная ярмарка“ в результате реорганизации в форме разделения проведена без соблюдения требований закона и нарушила права Банка, поэтому обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 18 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, статьями 13.1, 14, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Инспекции не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Банка.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При разделении юридического лица
его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (пункт 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные
сведения, предусмотренные законом.

Аналогичные положения содержатся в статье 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определен в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В пункте 2 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“.

Отказ в государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ допускается в случаях: непредставления необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая
форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, Арбитражный суд Нижегородской области установил и материалами дела подтверждается, что в представленных для регистрации документах отсутствует разделительный баланс, утвержденный протоколом от 19.03.2009 N 1 внеочередного собрания акционеров ОАО “Стройматериалы“, на котором принято решение о реорганизации данного общества. Имеется лишь разделительный баланс от 12.05.2009, однако доказательств его утверждения собранием акционеров ОАО “Стройматериалы“ не представлено. Разделительные балансы не содержат положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт в регистрирующий орган и в суд не представлен.

Суд также установил, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие исполнение процедуры уведомления кредитора - ОАО АКБ “Росбанк“ в соответствии с требованиями статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ.

Кроме того, отсутствуют доказательства размещения в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомления о реорганизации юридического лица.

При таких обстоятельствах, которые не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о том, что спорные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Банка, как кредитора ОАО “Стройматериалы“.

С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленное
требование.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ЗАО “Строительная ярмарка“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2009 по делу N А43-23015/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Строительная ярмарка“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

О.П.МАСЛОВА