Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2010 N 85-В10-8 Иск о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца удовлетворен правомерно, так как семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 ФЗ от 12.02.1993 N 4468-1, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2010 г. N 85-В10-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.А.,

судей Гуляевой Г.А., Задворнова М.В.

рассмотрела в судебном заседании 17 декабря 2010 г. по надзорной жалобе военного комиссариата Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 4 февраля 2010 г. дело по иску Галкиной Л.П. к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации

установила:

Галкина Л.П. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование своих требований истец указала на то, что с 1 сентября 2008 г. получает пенсию по случаю потери кормильца после смерти своего мужа, Галкина И.И., являвшегося пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, которому как ветерану подразделений особого риска выплачивалась пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,5. Истец полагала, что выплата ей пенсии по случаю потери кормильца без учета районного коэффициента является незаконной, в связи с чем просила суд признать за ней право на исчисление пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа 2008 г. из денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,5 и выплачивать с 1 сентября 2009 г. пенсию в размере <...> коп., индексируя ее в соответствии с действующим законодательством, обязать ответчика выплатить образовавшуюся задолженность.

Ответчик исковые требования не признал.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. исковые требования удовлетворены. На военный комиссариат Калужской области возложена обязанность пересчитать и выплатить Галкиной Л.П. задолженность по выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. с учетом районного коэффициента 1,5 и с применением индексации в сумме <...> коп. На ответчика также возложена обязанность выплачивать истцу пенсию по случаю потери кормильца с 1 сентября 2009 г. с учетом районного коэффициента 1,5.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 4 февраля 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2010
г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки доводов надзорной жалобы представителя военного комиссариата Калужской области.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 августа 2010 г. отказано в передаче надзорной жалобы военного комиссариата Калужской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В повторной надзорной жалобе военного комиссариата Калужской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права.

По запросу заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2010 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 августа 2010 г. об отказе в передаче надзорной жалобы военного комиссариата Калужской области для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отменено, надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на основании статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод
и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Галкина Л.П. является вдовой пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, которому как ветерану подразделения особого риска при жизни выплачивалась пенсия по выслуге лет с учетом районного коэффициента 1,5.

С 1 сентября 2008 г. истцу военным комиссариатом Калужской области выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, исчисленная из суммы денежного довольствия (оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет), исходя из которого была исчислена (пересчитана) пенсия кормильца, без учета районного коэффициента.

Суд, основываясь на положениях статей 44, 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, исходил из того, что пенсия по случаю потери кормильца должна исчисляться Галкиной Л.П. из денежного довольствия кормильца с применением районного коэффициента. Учитывая то, что пенсия Галкину И.И. была пересчитана с учетом районного коэффициента 1,5 и выплачивалась ему на момент смерти с применением этого
коэффициента, суд пришел к выводу о том, что пенсия Галкиной Л.П. по случаю потери кормильца также должна исчисляться из размера пенсии, которую он получал с учетом районного коэффициента.

С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает вывод суда о наличии у Галкиной Л.П. права на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с применением районного коэффициента, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.

Статьей 44 вышеуказанного Закона предусмотрено, что семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

В силу статьи 43 этого же Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 г. N 186-ФЗ, от 21.07.1998 г. N 117-ФЗ, от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ, от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, от 01.12.2007 г. N 311-ФЗ).

Пунктом 12 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ установлено, что семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы пенсии исчисляются из суммы денежного довольствия, исходя из которого была исчислена (пересчитана) пенсия кормильцу (пункты 8 - 10 настоящего Постановления), с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии (в ред. постановлений Правительства РФ от 26.02.2002 г. N 132, от 08.08.2003 г. N 475, от 01.12.2007 г. N 837).

При этом частью первой статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Таким образом, право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента члены семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих
имеют только в том случае, если они проживают в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих установлены соответствующие районные коэффициенты.

Между тем Калужская область, в которой проживает Галкина Л.П., не относится к местностям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в ней районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в определенном законом порядке не устанавливались.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования истца о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с применением районного коэффициента.

Вместе с тем, достаточных оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.

Как усматривается из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. Галкиной Л.П. с 1 сентября 2008 г. произведен перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента.

Решение Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. вступило в законную силу 4 февраля 2010 г. и с указанной даты подлежало исполнению, поворот исполнения этого решения в силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации невозможен.

Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, о необходимости соблюдения которого неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, который, в частности, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло бы быть оспорено. Правовая определенность подразумевает, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно
осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.

По настоящему делу таких обстоятельств не имеется.

Отмена состоявшихся судебных постановлений приведет к нарушению принципа правовой определенности и вмешательству в право истца на получение пенсии в увеличенном размере, как источника к его существованию.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 4 февраля 2010 г. оставить без изменения, надзорную жалобу военного комиссариата Калужской области - без удовлетворения.