Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 N 05АП-255/2010 по делу N А51-13005/2007 По делу о признании незаконным распоряжения о закреплении имущества на праве оперативного управления и выселении муниципального учреждения из здания и гаражного бокса.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. N 05АП-255/2010

Дело N А51-13005/2007

Резолютивная часть постановления оглашена 01 марта 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2010 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: И.Л. Яковенко

судей: Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич

при участии:

от истца: Калитко П.П., паспорт, доверенность от 17.07.2009

от Министерства обороны РФ Калитко П.П., паспорт, доверенность от 02.10.2009

от Администрации Спасского городского округа - Сапунов Е.В. (удостоверение N 170 от 24.07.2008, доверенность от 09.10.2008),

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - главный специалист Галиева Н.В.
(служебное удостоверение ФПС N 63841 сроком действия до 26.11.2013, доверенность от 11.01.2010 N 29),

от МУ “Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний“ - начальник управления Ендовицкий В.М. (служебное удостоверение НГУ N 05267 сроком действия до 26.05.2013).

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний

апелляционное производство N 05АП-255/2010

на решение от 25.11.2009

судьи А.К. Калягина

по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края

по иску (заявлению) Объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний

к Администрации Спасского городского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, МУ “Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний“

третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконными действия и распоряжения и об освобождении занимаемого помещения

УСТАНОВИЛ:

Объединенный военный комиссариат г. Спасска-Дальнего обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Спасского городского округа, Муниципальному учреждению “Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний“, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Приморскому краю), Управлению по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю и Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее - ГУ МЧС РФ по Приморскому краю) о признании незаконным распоряжения ТУ ФАУФИ по ПК N 546-р от 27.09.2007 и о выселении муниципального учреждения Управление по делам ГО
и ЧС городского округа Спасск-Дальний из левой половины 3-го этажа здания, расположенного по адресу: ул. Надреченская, 15, общей площадью 159,8 кв. м и гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв. м, расположенного по этому же адресу; о выселении Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из левой половины 3-го этажа здания, расположенного по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15, общей площадью 159,8 кв. м и гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв. м, расположенного по этому же адресу (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2009, в удовлетворении исковых требований Объединенного военного комиссариата г. Спасска-Дальнего отказано. Производство по делу в части исковых требований к Администрации Спасского городского округа прекращено.

Постановлением кассационной инстанции от 30.04.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено в суд первой инстанции для повторного рассмотрения.

При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость привлечения к участию в деле Министерства обороны РФ, и проверки компетенции Территориального управления Росимущества по Приморскому краю на распоряжение закрепленным за военным комиссариатом имуществом, являющимся предметом изъятия по распоряжению от 27.09.2007.

При новом рассмотрении Арбитражный суд Приморского края, руководствуясь ст. 51 АПК РФ, по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Министерство обороны Российской Федерации.

Решением от 25.11.2009 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении исковых требований.

Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, Объединенный военный комиссариат г. Спасск-Дальний“ просит его отменить, как
незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов истец указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению заявителя, Территориальное управление не имело полномочий для вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку спорное имущество является имуществом вооруженных сил, в отношении которого полномочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что ответчик занимает спорные помещения с 1986 года

Представители от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел доводы апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Администрации Спасского городского округа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель пояснил, что в 2005 году в порядке пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ спорные помещения были безвозмездно переданы из муниципальной собственности в федеральную. При этом отдельный акт передачи не составлялся, передача была осуществлена путем постановки помещений на баланс Управлению по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю.

Представитель Главного управления МЧС России по Приморскому краю на доводы
апелляционной жалобы возразил, огласил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Представитель МУ “Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний“ на доводы апелляционной жалобы возразил, огласил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Министерства обороны РФ поддерживает апелляционную жалобу и доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представил письменные пояснения, считает, что Территориальное управление Росимущества по Приморскому краю не праве распоряжаться военным имуществом.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, решением исполнительного комитета Спасского городского совета народных депутатов от 09.08.1978 N 246 истцу отведен земельный участок для строительства административного здания военкомата в микрорайоне центра N 1 по ул. Надреченской.

Здание военного комиссариата по ул. Надреченской, 15 построено в 1983 году, что подтверждается выпиской Отделения N 2 филиала по Приморскому краю Федерального государственного центра инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации“ N 05:420/2007-892 из реестра объектов капитального строительства от 16.10.2007.

В 1986 половина помещений, в том числе спорные помещения, третьего этажа здания военного комиссариата, расположенного по адресу: Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15, передана штабу гражданской обороны (правопреемник - Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Спасск-Дальний), который
использует их до настоящего момента.

Постановлением главы администрации города Спасска-Дальнего Приморского края от 28.07.1993 N 578 “О передаче здания, расположенного по ул. Надреченской, 15 на баланс Спасскому Горвоенкомату“ Спасскому Горвоенкомату было поручено принять на баланс в оперативное управление здание, расположенное по ул. Надреченской, 15, Комитету по управлению муниципальным имуществом здание военкомата включить в реестр муниципальной собственности г. Спасска-Дальнего.

В 2005 году в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального Закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ здание военкомата и гараж переданы из муниципальной собственности в федеральную.

Как следует из пояснения Администрации г. Спасск-Дальний и не оспаривается сторонами, передача была осуществлена путем постановки спорного имущества на баланс ответчика.

Постановлением главы администрации городского округа Спасск-Дальний от 12.12.2006 N 743-па учрежден ответчик - МУ “Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний“.

09.01.2007 ответчик - ГУ МЧС России по Приморскому краю и ответчик - администрация заключили соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации последствий, согласно условиям которого ответчик - администрация передала, а ответчик - ГУ МЧС России по Приморскому краю приняло на себя руководство и оперативное управление МУ “Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний“, администрация обеспечивает в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление переданных полномочий.

Распоряжением от 15.08.2007 N 455-р ТУ ФАУФИ по
ПК здание военкомата и гараж закреплены на праве оперативного управления за истцом, о чем 04.05.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи NN 25-25-04/004/2008-151, 25-25-04/004/2008-152.

В соответствии с актом N 99/08/07 проверки использования федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15, от 21.08.2007 установлено, что нежилые помещения N 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 100,4 кв. м и часть помещения (коридор) N 15 площадью 59,4 кв. м третьего этажа, а также бокс N 4 здания гаража на 5 единиц используются ответчиком - Управлением по г. Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю.

Распоряжением ТУ ФАУФИ по ПК о закреплении имущества на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю N 546-р от 27.09.2007 (спорное распоряжение) спорные помещения изъяты из оперативного управления истца как излишние и неиспользуемые, и закреплены на праве оперативного управления за ответчиком - ГУ МЧС России по Приморскому краю.

Истец, считая спорное распоряжение нарушающим действующее законодательство, обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Территориальное управление Росимущества по Приморскому краю на момент издания оспариваемого распоряжения, являлось надлежащим представителем собственника и вправе было распоряжаться спорным имуществом, в том числе путем его изъятия у истца и закреплением на праве оперативного управления за
ГУ МЧС России по Приморскому краю.

Вместе с тем, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что здание военкомата и гараж с момента постройки являлись муниципальной собственностью, поскольку были построены за счет средств местных советов и в 1993 году включены в реестр муниципальной собственности постановлением от 28.07.1993 N 578.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов.

Материалами дела не подтверждается, что спорное имущество было построено за счет средств местного бюджета. Документально подтверждено только, что содержание спорных помещений до 2006 года осуществлялось за счет местного бюджета.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - Постановление N 3020-1) исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

В соответствии с п. 1 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что с 1986 года и на момент разграничения государственной собственности (27.12.1991) здание по ул. Надреченская, 15 в г. Спасск-Дальний и гараж на
5 единиц находился в пользовании военного комиссариата, а также местного штаба гражданской обороны.

Таким образом, в соответствии с императивной нормой закона занимаемые истцом на 27.12.1991 нежилые помещения в административном здании по ул. Надреченская, 15 в г. Спасск-Дальний и в здании гаража являются федеральной собственностью.

Спорные помещения N 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 100,4 кв. м и часть помещения (коридор) N 15 площадью 59,4 кв. м третьего этажа, а также бокс N 4 здания гаража на 5 единиц на 27.12.1991 находились в ведении местных советов и использовались структурным подразделением администрации муниципального образования штабом гражданской обороны г. Спасск-Дальний.

При таких обстоятельствах спорные помещения были правомерно включены в 1993 году в реестр муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

После безвозмездной передачи указанных помещений в 2005 году в федеральную собственность, спорные помещения были правомерно отнесены к казне Российской Федерации и распоряжением от 27.09.2007 N 546-р закреплены на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Приморскому краю.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя и третьего лица о том, что спорные помещения являются имуществом вооруженных сил, полномочия собственника которых принадлежат Министерству обороны РФ.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения Министерство обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 “Вопросы Министерства обороны Российской Федерации“, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Компетенция Министерства обороны РФ определена в пункте 1 указанного Положения, в соответствии с которым Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

Из анализа действующего законодательства, в том числе Положения о Минобороны РФ, следует, что за исключением предоставленных Министерству обороны Российской Федерации подп. 68 п. 7 Положения полномочий по осуществлению расквартирования и обустройства войск (сил), управлению и распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с его назначением, осуществление иных правомочий собственника в отношении недвижимого имущества подведомственных военных организаций в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации не входили до 17.11.2008.

В соответствии с п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации “Об осуществлении прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и полномочий в отношении федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации“ от 28 апреля 2006 г. N 180 на заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, Железнодорожными войсками, Каспийской флотилией, заместителей начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации возлагалась обязанность по направлению предложений по сделкам предприятий, связанным с недвижимым имуществом, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом через Службу расквартирования и обустройства Министерства обороны.

Только Указом Президента РФ от 17.11.2008 N 1625 в редакцию пункта 1 Положения о Минобороны РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 17 ноября 2008 года.

В соответствии с данными изменения полномочия Министерства обороны РФ были увеличены, в том числе за счет предоставления полномочий по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Конкретные функции по управлению указанным федеральным имуществом были закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом“, которое вступило в силу 27.01.2009.

При таких обстоятельствах, распоряжения Территориального управления от 16.08.2007 N 455-р, от 27.09.2007 N 546-р о закреплении за истцом спорных помещений и их изъятии изданы в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства, в том числе статей 214, 296, 299 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Из буквального толкования данной статьи ГК РФ следует, что факт не использования либо использования не по назначению имущества, переданного в оперативное управление, является достаточным для изъятия данного имущества собственником из оперативного управления.

Поскольку к компетенции ТУ Росимущества по Приморскому краю относится изъятие нежилых помещений из оперативного управления при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством и материалами проверки установлено, что нежилые помещения NN 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 100,4 кв. м и часть помещения (коридор) N 15 площадью 59,4 кв. м третьего этажа здания не используются истцом, а находятся в пользовании ГУ МЧС России по Приморскому краю, (акт N 99/08/07 от 21.08.200), ТУ Росимущества по Приморскому краю правомерно изъяло спорные помещения из оперативного управления истца.

Суд апелляционной инстанции отклоняет, как не имеющие значения для дела, доводы заявителя о том, что он несет расходы по содержанию спорных помещений. Кроме этого, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие, что содержание спорных помещений осуществляется за счет МУ “Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний“.

Иных доводов и аргументов, имеющих значение для дела и не рассмотренных судом первой инстанции, заявитель не представил.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права и не допустил при принятии обжалуемого судебного акта нарушений норм процессуального права. При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворении апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 ноября 2009 года по делу N А51-13005/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

И.Л.ЯКОВЕНКО

Судьи:

Л.Ю.РОТКО

И.С.ЧИЖИКОВ