Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N 16АП-1392/10 по делу N А63-11166/2009 По делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка под принадлежащим обществу на праве собственности объектом недвижимости, и обязании принять решение об образовании земельного участка.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2010 г. N 16АП-1392/10

Дело N А63-11166/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 13 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М.

при ведении протокола с/з

секретарем Шестаковой Н.А.

С участием в заседании представителей:

от ООО “Август“:

Парийская Л.М. - директор (приказ в деле),

от администрации г. Кисловодска:

Найденко А.В. - копия доверенности в деле,

от 3-их лиц:

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю:

не явились, извещены,

Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска:

Найденко А.В. - копия доверенности в деле,

Муниципального унитарного предприятия “Кисловодский центральный рынок“:

не явились, извещены,

рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Август“

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.03.2010

по делу N А63-11166/2010

под председательством судьи Карпеля В.Л.

по иску общества с ограниченной ответственностью “Август“

к Администрации города-курорта Кисловодска

3-и лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, Муниципальное унитарное предприятие “Кисловодский центральный рынок“

об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Август“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением (уточненным и дополненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации города-курорта Кисловодска (далее - администрация) о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, выразившихся в непринятии решения об образовании земельного участка площадью 136 кв. м под принадлежащим обществу на праве собственности объектом недвижимости кафе “Пончики“ по адресу: г. Кисловодск, ул. Горького 24, 40 лет Октября 13“а“, Губина 1“а“; об обязании администрацию принять решение об образовании земельного участка площадью 136 кв. м из земельного участка площадью 20 466 кв. м, находящегося в государственной собственности и в пользовании у муниципального унитарного предприятия “Кисловодский центральный рынок“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, Муниципальное унитарное предприятие “Кисловодский центральный рынок“.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что оснований для принятия решения об образовании земельного участка у администрации не имелось, поскольку общество не предоставило кадастровые паспорта земельных участков, как того требует пункт 2 статьи 11.3
Земельного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит отменить вынесенное по делу решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судебным актом нарушены права общества на владение и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости. Вывод суда о необходимости предоставления с заявлением об образовании земельных участков кадастровых паспортов, по мнению подателя жалобы, противоречит статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отзывы на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступили.

В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней. Просил решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.03.2010 отменить, требования общества - удовлетворить в заявленном объеме.

Представитель администрации и Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска возражал об удовлетворении жалобы общества. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, как вынесенный в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании представителей общества и администрации, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба общества подлежит отклонению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 05.01.1993 принадлежит на праве собственности нежилое строение (инвентарный номер 1466 литер Г1), находящееся
на улице Горького, 24/улица А. Губина, 1а/улица 40 Лет Октября, 13 в городе Кисловодске. Право собственности покупателя зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2007 серии 26-АЕ N 197161) (том 1 л.д. 27).

05 мая 2009 года общество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило в месячный срок принять решение об образовании земельного участка площадью 136 кв. м из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного МУП “Кисловодский центральный рынок“ в аренду (том 1 л.д. 9, 10).

Ввиду не получения от органа местного самоуправления ответа в установленный законом срок, общество в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом положений указанной статьи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов
является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 Земельного кодекса РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 названной статьи, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (карты). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень таких документов.

В пункте 6 Перечня указано, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности, располагается на земельном участке 26:34:010105:1, сформированном и учтенном в государственном кадастре недвижимости в установленном порядке (том 1 л.д. 33 - 50).

Указанный земельный участок 26:34:010105:1 находится в аренде у МУП “Кисловодский Центральный рынок“ по договору от 19.10.2000 сроком до 19.10.2003 (том 1 л.д. 69 - 74). Указанный договор аренды не расторгнут и в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации является заключенным на неопределенный срок.

На земельном участке с кадастровым номером 26:34:010105:1 расположено не только принадлежащее обществу здание, но и объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам. Земельный участок, необходимый для эксплуатации здания заявителя, не сформирован.

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрен случай, когда государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в связи с чем для выдачи кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо предусмотренного статьей 29 названного Кодекса обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка носит заявительный характер. Совершение действий, указанных в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ, является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон N 221-ФЗ).

Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.

Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или
земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

В силу пункта 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно статье 11.1 ЗК РФ объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, нормами которой предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются в том числе и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оснований для принятия администрацией решения об образовании земельного участка не имелось, поскольку общество не предоставило кадастровые паспорта земельных участков, является правильным.

В этой связи требование заявителя о признании незаконными бездействий администрации,
выразившихся в непринятии решения об образовании земельного участка, обоснованно отклонены судом.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного акта, не установлено.

Госпошлина по апелляционной жалобе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на общество Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы общество уплатило госпошлину в меньшем объеме, с него в федеральный бюджет надлежит взыскать 1.000 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.03.2010 по делу N А63-11166/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Август“ в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий

Ю.Б.ЛУГОВАЯ

судьи

Н.В.ВИНОКУРОВА

З.М.СУЛЕЙМАНОВ