Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А63-18273/2009 По делу о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью земельного участка для проектирования и организации летней площадки-кафе и обязании органа местного самоуправления принять решение о предоставлении в аренду земельного участка.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. по делу N А63-18273/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 15 июля 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2010 по делу N А63-18273/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “26 регион“, заинтересованные лица - администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации города Ставрополя в предоставлении в аренду обществу с
ограниченной ответственностью “26 регион“ земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:89 общей площадью 1 342 кв. м, расположенному по адресу: г. Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А в квартале 612, для проектировки и организации летней площадки-кафе, обязании администрации города Ставрополя в десятидневный срок принять решение о предоставлении в аренду земельного участка (судья Смоляков А.Ю.),

при участии в судебном заседании:

от администрации города Ставрополя - Кравченко Д.С. доверенность от 11.01.2010 N 01/1-16-3,

от общества с ограниченной ответственностью “26 регион“ - не явились, извещены (уведомление N 533077, 533060),

от Комитета градостроительства администрации города Ставрополя - не явились, извещены (уведомление N 533015),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “26 регион“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет) в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью “26 регион“ земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:89 общей площадью 1 342 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А в квартале 612, для проектировки и организации летней площадки-кафе, и обязании администрации г. Ставрополя (далее - администрация) в десятидневный срок принять решение о предоставлении в аренду земельного участка.

Решением суда от 18.03.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ администрации в лице комитета в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:89 общей площадью 1 342 кв. м, расположенного по адресу: города Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А в квартале 612, для проектировки и организации летней площадки-кафе, обязал администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение
о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:89 общей площадью 1 342 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А в квартале 612, для организации летней площадки-кафе.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2010 по делу N А63-18273/2009 отменить и принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований общества отказать. По мнению заявителя, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления; а также, что администрация вправе принять положительное либо отрицательное решение со ссылкой на отсутствие у заявителя предусмотренных нормами о градостроительной деятельности условий и согласований, требуемого комплекта документов, несоответствия документов требованиям законодательства, либо необходимости предоставления дополнительных сведений, требующихся для принятия решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта.

В судебном заседании представитель администрации Кравченко Д.С. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.

Общество и комитет, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя администрации, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от
18.03.2010 по делу N А63-18273/2009 является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи имущества от 30.09.2004 N Ш/Р-02 за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое административное здание (номера на поэтажном плане помещения 27 - 45, 83, 59 - 66, 86) площадью 736,70 кв. м, расположенное по адресу: ул. Коломийцева, 2, г. Ставрополь, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2007 произведена запись регистрации N 26-26-12/096/2007-209.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.04.2008 на основании договора купли-продажи имущества от 10.04.2008 за обществом зарегистрировано право собственности на административное здание помещение 1 этаж N 84, помещение 2 этажа N 90, площадью 67,30 кв. м, расположенное по адресу: ул. Коломийцева, 2, г. Ставрополь, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.04.2008 произведена запись регистрации N 26-26-12/055/2008-015 (л. д. 82).

На основании заявления общества от 04.10.2006 администрацией возбуждена процедура предоставления обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и 01.08.2007 утверждено градостроительное заключение N 2334, в соответствии с которым предоставление земельного участка возможно при условии его согласования со всеми заинтересованными инженерными службами.

15.10.2007 комитет, возглавляемый заместителем главы администрации утвердил проект границ земельного участка.

Согласно протоколу заседания городской комиссии по охране зеленых насаждений от 08.07.2008 N 19 комиссия повторно рассмотрела акт выбора земельного участка по ул. Коломийцева, 39, отведенного обществу и приняла решение передать по акту на сохранность все насаждения.

22.08.2008 директор МУП “Горзеленстрой“ утвердил акт от 10.07.2008 обследования зеленых насаждений на запрашиваемом к размещению объекта по ул.
Коломийцева, 39, и передачи имеющихся зеленых насаждений на сохранность.

Обществом получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.12.2007, согласно которому земельный участок, испрашиваемый обществом в аренду, пригоден под создание летней площадки-кафе и соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Информирование населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 342 кв. м районе магазина-кафе по ул. Коломийцева, 39а, квартал 612 г. Ставрополя, с целевым назначением под летнюю площадку-кафе осуществлено путем публикации извещения в газете “Вечерний Ставрополь“ от 20.10.2007 N 191.

В материалы дела представлено землеустроительное дело и выписка из государственного кадастра недвижимости, согласно которым земельный участок по ул. Коломийцева, N 39-а район магазин - кафе из земель населенных пунктов, площадью 1 342 кв. м в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 26:12:02 01 04:89.

Обществом также представлены положительные заключения администрации Октябрьского района города Ставрополя от 26.06.2009 и комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя от 05.09.2008.

К проекту границ приложена пояснительная записка из которой следует, что земельный участок по адресу: г. Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева N 39-а, площадью 1 342 кв. м, образован путем деления земельного участка с кадастровым номером 26:12:02 01 04:0066 площадью 102 749 кв. м, не закрепленного за конкретными лицами.

Испрашиваемый обществом земельный участок относится к городским землям Согласно градостроительному заключению N 2334 и выписке из государственного кадастра.

Письмом комитета от 22.09.2009 обществу отказано в предоставлении земельного участка в районе магазина-кафе по ул. Коломийцева, 39А в квартале 612 для проектирования и организации летней площадки-кафе, в связи с тем, что правовых оснований для предоставления дополнительного земельного
участка не имеется.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону иному нормативному правовому акту и нарушает их права законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления является одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Нормами статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено предоставление юридическим лицам в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного
самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно статье 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя, предоставляются для целей, не связанных со строительством, для:

- установки легких металлических гаражей на внутриквартальных территориях инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, одному из родителей, имеющих ребенка-инвалида;

- установки стационарных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (киоски, павильоны, остановочные павильоны в комплексе с торговыми киосками или павильонами и т.д.);

- организации благоустройства территории, прилегающей к зданию, строению, сооружению, принадлежащему на праве собственности или на ином вещном праве физическому или юридическому лицу;

- организации парковки к зданию, строению, сооружению, принадлежащему на праве собственности или на ином вещном праве физическому или юридическому лицу;

- организации стройплощадки на период строительства здания, строения, сооружения с последующим благоустройством;

- организации стоянки для автомобилей;

- ведения огородничества.

В указанном нормативном акте не установлено, что приведенный перечень является исчерпывающим и носит ограничительный характер по назначению целей, не связанных со строительством,
для которых предоставляются земельные участки.

При этом нормами ЗК РФ при установлении прав граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусмотрена возможность произвольного ограничения органами местного самоуправления оснований предоставления земельных участков.

Кроме того, согласно пункту 7 названного Порядка предоставление земельных участков для установки стационарных объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на территории города Ставрополя в соответствии с перечнем стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя.

Согласно Перечню стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории города Ставрополя, утвержденному постановлением главы города Ставрополя от 29.11.2005 N 4810 “Об упорядочении размещения стационарных объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Ставрополя“, на территории города Ставрополя разрешается размещать стационарные объекты мелкорозничной торговой сети - павильоны, киоски, соответствующие установленным законодательством градостроительным, санитарным и гигиеническим, противопожарным нормам, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок: 5. Оказывающие услуги по быстрому приготовлению пищи.

На основании изложенного земельный участок испрашивается заявителем для целей, предусмотренных пунктом 5 Перечню стационарных объектов мелкорозничной торговой сети.

Неисчерпывающий характер перечня, установленного в пункте 5 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999, впоследствии также подтвержден самим органом, издавшим данный нормативный акт, путем введения постановления администрации от 09.12.2009 N 1652 дополнительного пункта “- иных, не связанных со строительством целей.“.

Таким образом, ссылка администрации в лице комитета в своем отказе на отсутствие правовых оснований для предоставления дополнительного земельного участка для организации летней площадки-кафе является незаконной и необоснованной.

В соответствии
с пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999, перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок их приема и подготовки документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены Порядком приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением главы города Ставрополя и утвержденным в соответствии с ним регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования.

Согласно пункту 18.4 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются:

- отрицательное градостроительное заключение;

- отрицательное заключение комиссии по охране зеленых насаждений;

- отрицательное заключение комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя;

- отрицательное заключение администрации соответствующего района города Ставрополя об информировании населения;

- заключение комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории;

- поступление иных заявлений от лиц, желающих приобрести указанный в информационном сообщении земельный участок, в случаях, установленных законодательством;

- отрицательное заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение);

- отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края;

- отрицательное заключение ГИБДД;

- непредставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда заявителю стало известно о необходимости представления таких документов;

- обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Судом первой инстанции установлено, и подтверждено сторонами, что общество предоставило весь пакет документов, необходимых в соответствии с действующими нормативными актами для предоставления земельного участка; администрацией в лице уполномоченных органов утвержден проект границ земельного участка; информация о предоставлении земли доведена до населения; земельный участок поставлен на кадастровый учет, получены все необходимые положительные заключения уполномоченных органов. Данные обстоятельства заинтересованными лицами не оспариваются.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Комитет документально не подтвердил, что земельный участок расположен с красной линией проезжей дороги, проект планировки территории в материалы дела не предоставлен. Отказ, является незаконными, нарушает права и законные интересы заявителя, обратившегося за предоставлением земельного участка в установленном порядке и получившего все необходимые согласования уполномоченных органов.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, довод администрации о том, что речь идет о разных земельных участках; по улице Коломийцева 2 и Коломийцева 39-А судом отклоняется, поскольку общество просило предоставить в аренду земельный участок к объектам недвижимого имущества, расположенного по улице Коломийцева 39-А, данный факт подтверждается материалами дела.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2010 по делу N А63-18273/2009.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2010 по делу N А63-18273/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

З.М.СУЛЕЙМАНОВ