Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 27.10.2010 N ВАС-12416/10 по делу N А19-2810/10-54 В передаче дела по иску о признании о недействительным размещения заказа на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, пришел к выводу, о том, что из текста полученных из налогового органа документов не следует, что задолженность истца превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости его активов, в силу чего отсутствовали основания для отстранения истца от участия в аукционе.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 г. N ВАС-12416/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей А.М. Медведевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Агентства по государственному заказу Иркутской области, г. Иркутск, от 22.09.2010 о пересмотре в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.2010 по делу Арбитражного суда Иркутской области N А19-2810/10-54 по иску общества с ограниченной ответственностью “Новая Эра“, г. Иркутск, к Агентству по государственному заказу Иркутской области, г. Иркутск,
областному государственному учреждению “Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области“, г. Иркутск, открытому акционерному обществу “Дорожная служба Иркутской области“, г. Иркутск, о признании недействительным размещения государственного заказа и признании недействительным государственного контракта.

Суд

установил:

ООО “Новая Эра“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Агентству по государственному заказу Иркутской области, ОГУ “Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области“, ОАО “Дорожная служба Иркутской области“

- о признании недействительным размещения заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них;

- о признании недействительным государственного контракта от 29.12.2009, заключенного между Агентством по государственному заказу Иркутской области и ОГУ “Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области“ по результатам размещения указанного выше заказа (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2010 в удовлетворении иска отказано.

Отказывая в иске, суд сослался на часть 1 статьи 11, часть 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и исходил из того, что единая конкурсная комиссия с учетом поступившей от налогового органа информации о наличии неисполненной обязанности общества по уплате обязательных платежей и об отсутствии данных его бухгалтерского учета правомерно отстранила истца от участия в аукционе.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 решение от 29.12.2009 отменено, исковые требования удовлетворены.

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что у истца отсутствовала задолженность по налогам, сборам и иным
обязательным платежам, а имелась задолженность по пеням, пеня не является налогом, сбором, обязательным платежом, в связи с чем отстранение от участия в аукционе ООО “Новая Эра“ произведено с нарушением положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, что является основанием для признания, как размещенного заказа, так и заключенного по его результату государственного контракта, недействительными.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.2010 постановление апелляционной инстанции от 16.06.2010 оставлено без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, считая, что судебными актами нарушено единообразие в применении и толковании норм материального права.

Суд установил, что на основании заявки ОГУ “Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области“ от 10.11.2009 N 152677 на официальном сайте Агентством по государственному заказу Иркутской области было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 11.12.2009 ООО “Новая Эра“ и ОАО “Дорожная служба Иркутской области“ были допущены к участию в аукционе и признаны его участниками.

Протоколом от 18.12.2009 N 430/2 ООО “Новая Эра“ было отстранено от участия в аукционе в связи с наличием у него задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

ООО “Новая Эра“, полагая, что отстранено от участия в открытом аукционе незаконно, обратился в арбитражный суд с иском.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по
иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Аналогичное требование содержится и в подпункте 1.6.2 конкурсной документации по проведению аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений.

По запросу Агентства по государственному заказу Иркутской области налоговый орган представил справку и письмо о том, что ООО “Новая Эра“ имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае установления факта наличия у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд пришел к выводу, что из текста полученных из налогового органа документов не следует, что задолженность ООО “Новая Эра“ превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов данного общества.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отстранения ООО “Новая Эра“ от участия в аукционе и заявленные требования удовлетворил.

Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, изучив судебные акты, принятые по делу, не находит названных оснований.

В заявлении Агентство по государственному заказу Иркутской области указывает, что действовало в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, содержащими норму, которую, по мнению заявителя, невозможно применить, поскольку, единая комиссия вправе запрашивать сведения о наличии и размере задолженности у участника аукциона только путем направления запроса в компетентный орган, который предоставляет сведения по установленной форме, не предполагающей указание размера задолженности. Между тем, названный довод не относится к основаниям передачи дела для пересмотра в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А19-2810/10-54 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра
в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.2010 отказать.

Председательствующий судья

Г.Д.ПАУЛЬ

Судья

А.М.МЕДВЕДЕВА

Судья

Г.Г.ПОПОВА