Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 22.10.2010 N ВАС-13865/10 по делу N А40-106374/09-56-601 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по перевозке отдельных категорий граждан транспортом общего пользования, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку истец относится к организациям, которым не предоставлено право на возмещение убытков, возникающих в результате регулирования тарифов, из бюджета субъекта РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2010 г. N ВАС-13865/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью “Тулапассажиртранс“ (ул. Луначарского, д. 139, г. Тула, 300044) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2009 по делу N А40-106374/09-56-601, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью “Тулапассажиртранс“ (далее - общество)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области о взыскании солидарно 326 638 789 рублей расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по перевозке отдельных категорий граждан транспортом общего пользования с мая по декабрь 2008 года.

Суд

установил:

до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер иска до 106 162 256 рублей.

Решением суда первой инстанции от 10.12.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска отказано.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Рассмотрев заявление и изучив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, общество является коммерческим предприятием, специализирующимся на организации перевозки населения транспортом общего пользования.

Во исполнение договора от 31.03.2006 N 159/Т-101, муниципальных контрактов от 22.05.2008 N 2/Т-130, от 18.06.2008 N 88/Т-170, N 87/Т-168, заключенных с МУ “Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы“, в период с мая по декабрь 2008 года обществом выполнены городские пассажирские перевозки транспортом общего пользования на территории города Тулы.

В названный период общество осуществляло городские перевозки пассажиров и багажа из расчета 10 рублей за одну поездку. Данная стоимость проезда установлена постановлением администрации Тульской области от 11.04.2008 N 194 “Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом“.

По мнению общества, тариф в размере 10 рублей за одну поездку, является значительно заниженным по сравнению с себестоимостью перевозочного процесса и не покрывает расходов общества, понесенных при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. Поскольку расходы общества образовались в связи с занижением тарифа для населения по отношению к экономически обоснованному тарифу, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что доказательств об обязанности возместить истцу межтарифную разницу за счет казны Российской Федерации или Тульской области обществом не представлено.

Действующим законодательством Российской Федерации ни на Российскую Федерацию, ни на субъекты Российской Федерации не возложена обязанность по возмещению расходов, возникающих при осуществлении перевозок в городском округе по тарифам, утвержденным субъектом Российской Федерации.

Наличие у общества контрактных правоотношений в сфере организации перевозок пассажиров в г. Тула именно с МО “Город Тула“, а не с Российской Федерацией и публично-правовым образованием - Тульской областью - подтверждено материалами дела.

Органами местного самоуправления из бюджета города Тулы, помимо получаемой от пассажиров платы за проезд (по тарифу), обществу выделялись дополнительные денежные средства из бюджета города Тулы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 тарифы на перевозку пассажиров подлежат обязательному регулированию государством в лице компетентных органов.

Установление тарифов на перевозку пассажиров осуществляется администрацией Тульской области в пределах, предоставленных ей полномочий.

Тарифы на перевозки установлены постановлением администрации Тульской области от 11.04.2008 N 194. Постановлением главы администрации Тульской области от 18.05.2007 N 1800 “Об утверждении порядка возмещения из бюджета города межтарифной разницы
транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров по муниципальном заказу в городе Тула“ предусмотрено возмещение транспортным организациями межтарифной разницы из бюджета города Тула по пассажирским перевозкам в размере 3 рублей 85 копеек; экономически обоснованный тариф для общества рассчитан уполномоченным органом - Департаментом Тульской области - по тарифам в размере 10 рублей. При этом фактически стоимость одной поездки оплачена истцу в размере 13 рублей 85 копеек, то есть выше утвержденного экономически обоснованного тарифа.

Администрацией Тульской области осуществляется государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров, а не предоставление льгот (преимуществ) гражданам по проезду в общественном транспорте.

Поскольку тарифы, установленные администрацией Тульской области, в соответствии с возложенными на нее полномочиями, не обжаловались ни обществом, ни иными заинтересованными лицами и не признаны в установленном порядке недействительными (незаконными), суд пришел к выводу о том, что они являются экономически обоснованными и законными, поэтому подлежали обязательному применению на территории Тульской области, в том числе обществом.

Вопрос о возмещении расходов общества, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду в транспорте общего пользования касается не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование обязанности возместить обществу межтарифную разницу за счет казны Российской Федерации или Тульской области, поэтому оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А40-106374/09-56-601 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 10.12.2009, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 и постановления Федерального
арбитражного суда Московского округа от 28.06.2010 отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

И.М.МАРАМЫШКИНА

Судья

М.В.ПРОНИНА