Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N 16АП-854/10(1) по делу N А20-367/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение условий лицензии, выразившееся в нарушении хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, а также в отсутствии карты учета температуры и относительной влажности, приборов для регистрации параметров воздуха (температуры, относительной влажности).

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. N 16АП-854/10(1)

Дело N А20-367/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2010.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Параскевовой С.А.,

судей: Казаковой Г.В. (докладчик), Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения “Республиканская клиническая больница“ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 (судья Понамарев С.М.) по заявлению Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике г. Нальчик к Государственному учреждению здравоохранения “Республиканская клиническая больница“ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик о
привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике г. Нальчик - не явились, извещены;

от Государственного учреждения здравоохранения “Республиканская клиническая больница“ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик - Кацибаева А.А. (доверенность от 11.01.2010 N 4),

установил:

Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики (далее - МВД по КБР, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении Государственного учреждения здравоохранения “Республиканская клиническая больница“ Министерства здравоохранения КБР г. Нальчик (далее - ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР, учреждение) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 заявление удовлетворено, ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР взыскан штраф в размере 40 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях учреждения имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 и производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что учреждение не может быть привлечено к административной ответственности, так как является некоммерческой организацией и не осуществляет предпринимательскую деятельность.

В судебном заседании представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить.

МВД по КБР, надлежащим образом извещенное о
времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд не известило. Отзыв на апелляционную жалобу не направило. От представителя административного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей административного органа.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 58, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Государственное учреждение здравоохранения “Республиканская клиническая больница“ Министерства здравоохранения КБР зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 04.07.2007 серии 07 N 001402311 за основным государственным регистрационным номером 1020700751279 (т. 1, л.д. 12), осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность на основании лицензий N 99-02-009004 от 02.03.2006 и N ФС-07-01-000023 от 25.02.2009, а также пункта 2.2 Устава ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР, в соответствии с пунктом 2.3 Устава ГУЗ “РКБ“ вправе заниматься предпринимательской деятельностью (т. 1, л.д. 62, 70-71, 63-69, 73-74).

Из материалов дела следует, что 03.02.2010 МВД по КБР на основании жалобы жителя г. Нальчика Абрегова М. о плохом лекарственном обеспечении ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР возбуждено дело об административном правонарушении (т. 1, л.д. 20, 21).

05.02.2010 проведена проверка ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР, расположенного по адресу: г. Нальчик, Затишье.

В ходе проверки 05.02.2010 помещения по хранению и распределению лекарственных средств нейрохирургического отделения ГУЗ
“РКБ“ МЗ КБР установлено следующее: на момент проверки температура воздуха в помещении составляла 25 градусов. В ходе осмотра помещения обнаружены следующие лекарственные препараты хранящиеся с нарушением условий хранения: ноотропное средство “Семакс“ в количестве 3 упаковок - хранение при температуре не выше 10 градусов; раствор для внутримышечного введения “Викасол-Дарница“ в количестве 4 упаковок - хранение при температуре от 5 до 8 градусов; раствор для внутримышечного и внутривенного введения “Инстенон“ в количестве 2 упаковок - хранение при температуре от 2 до 8 градусов; раствор для внутримышечного введения “Тиамина-Хлорид“ в количестве 85 упаковок - хранение при температуре от 12 до 15 градусов; мазь для наружного применения “Левомеколь“ в количестве 85 упаковок - хранение при температуре не выше 20 градусов; мазь для наружного применения “Гепариновая мазь“ в количестве 10 упаковок - хранение при температуре не выше 20 градусов; раствор для внутримышечного введения “Цитофлавин“ в количестве 27 ампул - хранение при температуре от 18 до 20 градусов, о чем составлен протокол осмотра от 05.02.2010 (т. 1, л.д. 26-28).

Таким образом, учреждение допустило грубые нарушения условий лицензии, выразившиеся в нарушении хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, а также в отсутствии карты учета температуры и относительной влажности, приборов для регистрации параметров воздуха (температуры, относительной влажности) - термометра, гигрометра.

08.02.2010 в присутствии законного представителя учреждения - главного врача Жигунова А.К. в отношении учреждения составлен протокол N 000003 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого вручена представителю учреждения (т. 1, л.д. 29).

Согласно протоколу от 08.02.2010 учреждением нарушены требования пункта
4.5 Приказа Минздрава РФ N 377 от 13.11.1996 “Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения“.

09.02.2010 МВД по КБР обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В Примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные
требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.

В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 4 настоящего Положения.

Согласно подпункту “в“ пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден и введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения“, которым предусмотрено, что аптечная организация (в том числе аптечный пункт, аптечный киоск) должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации.

Пунктом 5.4 Отраслевого стандарта предусмотрено, что лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов
внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктами 2.4, 4.5 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377, в помещениях хранения лекарственных средств должна поддерживаться определенная температура и влажность воздуха, а в каждом отделе должна быть заведена карта учета этих параметров, лекарственные препараты следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

Следовательно, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии и выполнять установленные требования в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и их изготовление. Соблюдать правила хранения лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями и соблюдением температурного режима хранения, вести учет показателей воздуха.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как видно из протокола об административном правонарушении N 000003 от 08.02.2010 учреждение
осуществлялось хранение лекарственных препаратов с грубым нарушением лицензионных условий и требования, а именно с нарушением температурного режима, отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (температуры относительной влажности) - термометр, гигрометр и не ведутся карты ежедневного учета температуры и относительной влажности воздуха.

Тем самым МВД по КБР пришло к выводу, что учреждением не соблюдаются лицензионные требования при осуществлении фармацевтической деятельности.

Представитель учреждения в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций пояснила, что не оспаривает, что вышеуказанные лекарственные средства находились в помещении с нарушением условий хранения.

Совершение административного правонарушения учреждением подтверждается протоколом осмотра от 05.02.2010, объяснениями работников учреждения от 05.02.2010 (Ибрагим С.Г., Балаховой О.А., Сруковой Л.Х., Эфендиевой З.С.), протоколом об административном правонарушении от 8.02.2010 в отношении ГУЗ “РКБ“ МЗ КБР, подписанный руководителем учреждения без возражений. В указанном протоколе имеется объяснение главного врача учреждения Жигунова А.К., который признал факт нарушения правил хранения лекарственных средств.

Из имеющейся в материалах дела справки учреждения от 08.02.10 N 129 следует, что мазь гепариновая, 25 гр, получена в количестве 30 упаковок 27.01.2009; мазь “Левомеколь“, 40 гр, получена в количестве 240 упаковок 27.01.2009; “Семакс“, получено в количестве 4 флаконов 16.11.2009; “Цитофлавин“, получен в количестве 9 упаковок 6.11.2009; “Тиамина хлорид“, получен в количестве 140 упаковок 29.09.2009; “Инстенон“, получен в количестве 6 упаковок 16.05.2008; “Викасол-Дарница“, получен в количестве 10 упаковок 12.12.2008.

Таким образом, судом первой инстанции установлено невыполнение учреждением, предусмотренных подпунктом “в“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что является грубым нарушением лицензионных требований.

При установленных обстоятельствах в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, оценил представленные доказательства, на основании которых законно и обоснованно привлек учреждение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил наказание в пределах санкции в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

При этом судом первой инстанции правомерно учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность совершение административного правонарушения учреждением впервые и с учетом положений статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд применил к нему административное наказание в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей, то есть минимальном размере, предусмотренной санкции части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом первой инстанции законно и обоснованно отклонен довод учреждения о том, что оно не может выступать субъектом правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку является некоммерческой организацией, не имеющей своей целью осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли, по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с Уставом учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью (пункт 2.3). Имущество учреждения образуется, в том числе за счет доходов от его деятельности (пункт 3.7).

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организация
и индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 Устава учреждение создано для обеспечения населения специализированной, квалифицированной медицинской помощью и для указанных целей осуществляет деятельность, связанную с фармацевтической деятельностью, на которую выдана лицензия.

Следовательно, учреждение обязано выполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“, Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, Приказов Министерства здравоохранения РФ.

Таким образом, Закон не устанавливает, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только коммерческие организации, а поэтому учреждение правомерно привлечено к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии с требованиями статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Административное производство в отношении учреждения было возбуждено 08.02.2010, протокол составлен в присутствии законного представителя учреждения, подписан им без возражений, копия протокола, в котором разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вручена главному врачу учреждения, после чего административный орган направил материалы проверки и протокол в Арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к ответственности.

Тем самым процедура составления протокола об административном правонарушении и привлечения учреждения к административной ответственности административным органом соблюдена.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Других доказательств в обоснование своих доводов учреждение суду апелляционной инстанции не представило.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статей 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2010 по делу N А20-367/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

Г.В.КАЗАКОВА

Е.В.ЖУКОВ