Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 06.10.2010 N ВАС-13025/10 по делу N А63-366/2010 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по бесплатно поставленной тепловой энергии для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как обязанность РФ по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство РФ может быть прекращено только путем его исполнения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. N ВАС-13025/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (ул. Артема, д. 20, г. Ставрополь, 355002) от 26.08.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2010 по делу N А63-366/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2010 по тому же делу по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Крайтеплоэнерго“ (далее
- предприятие) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о взыскании 13 828 рублей 95 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с сентября 2007 по декабрь 2008 года педагогическим работникам мер социальной поддержки по бесплатно поставленной тепловой энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МДОУ “Детский сад комбинированного вида N 9 “Лесная сказка“ (далее - учреждение).

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 31.03.2010, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 11 719 рублей 44 копейки расходов. В остальной части иска (сумма НДС) отказано. Производство по делу в части требований к Ставропольскому краю в лице Минфина Ставропольского края и администрации прекращено на основании части 1 пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителей, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что предприятие в период с сентября 2007 по декабрь 2008 года предоставило Хаджимуратовой Л.М., педагогу учреждения, льготы по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось
основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период из федерального бюджета выделялись в достаточном объеме средства на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, Минфином России не представлено.

Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом Российской Федерации “Об образовании“, Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, федеральными законами о федеральном бюджете на 2007, 2008 годы, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.

Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на договор, которым муниципальное образование за счет средств местного бюджета приняло на себя расходные обязательства, не может быть принята во внимание, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А63-366/2010 Арбитражного суда Ставропольского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 31.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2010 отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА