Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2010 N 35-Г10-17 В удовлетворении иска о восстановлении права при исчислении пенсии отказано правомерно, так как суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии в соответствии с нормативными актами.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 октября 2010 г. N 35-Г10-17

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Корчашкиной Т.Е.

судей Назаровой А.М., Гуляевой Г.А.

при секретаре Клычевой Л.В.

рассмотрела в закрытом судебном заседании дело по иску Латышева В.В. к Главному финансово-экономическому управлению Министерства обороны Российской Федерации, Тверскому областному военному комиссариату о восстановлении права при исчислении пенсии по кассационной жалобе Латышева В.В. на решение Тверского областного суда от 21 июля 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Латышева В.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., объяснения Латышева В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Латышев В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Главному финансово-экономическому управлению Министерства обороны Российской Федерации (войсковой части <...>), Тверскому областному военному комиссариату, в котором просил суд обязать ответчиков полностью пересмотреть назначенную ему пенсию в связи с принятием:

- Закона СССР от 28 апреля 1990 года “О пенсионном обеспечении военнослужащих“;

- Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“;

- Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации“;

- Постановления Правительства Российской Федерации N 1134 от 20 ноября 1995 года;

- Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 154 “О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы“;

- Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 “О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации“;

- Указа Президента Российской Федерации от 09 августа 2005 N 949 “О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации“.

При этом, с учетом участия в видах деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, особых условий военной службы и квалификации, Латышев В.В. просит произвести перерасчет его пенсии:

- по Указу Президента Российской Федерации N 154 от 19 февраля 1992 года - с момента издания Указа;

- по Закону Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года с учетом должностного оклада, установленного Законом СССР от 28 апреля 1990 года, в размере 195 рублей в месяц с 01 апреля 1995 года, а также с учетом положений статьи 18 данного Закона РФ;

- в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1134 от 20 ноября 1995 года и N 941 от 22 сентября 1993 года - в льготном исчислении выслуги лет “1 месяц службы - за 1,5 месяца“ с 01 июля 1995 года;

по Указу Президента Российской Федерации N 1563 от 23 августа 2000 года - с 01 января 2001 года.

Кроме того, истец просил обязать ответчиков восстановить его на последней штатной должности.

Представители войсковой части <...> (Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации) и Военного комиссариата Тверской области исковые требования не признали, полагая их необоснованными, поскольку перерасчет пенсии истца производится в соответствии с действующим законодательством.

Решением Тверского областного суда от 21 июля 2010 г. в удовлетворении исковых требований Латышева В.В. отказано.

В кассационной жалобе Латышев В.В. ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, указанных выше нормативных актов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Латышев В.В. уволен из Вооруженных Сил СССР на основании приказа МО СССР от 15 января 1983 года с должностным окладом <...> рублей, является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Пенсия ему выплачивается военным комиссариатом Тверской области в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ с последующими изменениями. Перерасчет пенсии производится в соответствии с действующим законодательством. Данное обстоятельство, как и содержание вида деятельности истца в период прохождения военной службы, сторонами не оспаривалось.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Латышева В.В., суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии в соответствии с указанными им нормативными актами.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 407-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта “г“ пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ и раздела II приложения N 1 к нему“, закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет и установлен Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (приложение N 1). Установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной отдаленной местности Российской Федерации, само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей“ данный Закон вводился в действие с 1 февраля 1993 года; при этом также устанавливалось, что право на получение пенсий, назначенных до 1 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР “О пенсионном обеспечении военнослужащих“ и другими ранее действовавшими нормативными актами (включая нормативные акты Правительства СССР по данному вопросу), не пересматривается.

В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, в том числе связанными с прохождением службы в отдаленных местностях Российской Федерации, в неблагоприятных природно-климатических условиях, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать такого рода льготы, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы в конкретной местности, что применительно к рассматриваемому случаю нельзя расценивать как нарушение принципа равенства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года N 1134 подпункт “г“ пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 дополнен положением о том, что служба с 1 июля 1995 года в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца). Эта норма не была распространена на правоотношения, возникшие до ее введения.

Пунктами 8 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации 22 сентября 1993 года N 941 установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, поскольку к этому моменту денежное довольствие обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.

С учетом изложенного не имеют правового значения для разрешения заявленных истцом требований приведенные им доводы о его увольнении с военной службы в январе 1983 года с технической, а не строевой должности.

Доводы кассационной жалобы Латышева В.В. аналогичны его исковым требованиям, были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении суда, опровергнуты, как не основанные на законе.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тверского областного суда от 21 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Латышева В.В. - без удовлетворения.