Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2010 N 6-Г10-16 Об оставлении без изменения решения Рязанского областного суда от 09.07.2010, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим приложения N 2 к постановлению правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. N 6-Г10-16

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Калининой Л.А., Хаменкова В.Б.

при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества “360 Авиационный ремонтный завод“ на решение Рязанского областного суда от 9 июля 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления данной организации о признании недействующим приложения N 2 к постановлению правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01 для девятого вида разрешенного использования в размере 5 458,11 рублей за один квадратный метр.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей открытого акционерного общества “360 Авиационный ремонтный завод“, Алпатова К.А., Генералова Д.С., Коростелева Н.В. поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей губернатора Рязанской области Матина А.В., Ефимова Н.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324 утверждены по состоянию на 1 января 2008 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Рязанской области, в том числе определено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 62:29:005 00 01 в разрезе девятого вида разрешенного использования по городскому округу г. Рязани в размере 5 458,11 рублей за квадратный метр (приложение N 2).

ОАО “360 АРЗ“ обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления в указанной части, сославшись на его противоречие пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и указав, что оно является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Забайкальская, и что утвержденные оспариваемым постановлением средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01 в разрезе девятого вида разрешенного использования значительно превышают рыночную стоимость участков.

Считало, что принятие оспариваемого акта без соблюдения норм действующего федерального законодательства приводит к нарушению права заявителя на уплату земельного налога в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством, обусловленному нарушением требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом и.о. руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152, поскольку при проведении оценки не была собрана достоверная и достаточная информация, необходимая для определения кадастровой стоимости земли.

Правительство Рязанской области с заявлением ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“ не согласилось.

Решением Рязанского областного суда от 9 июля 2010 г. в удовлетворении заявления ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“ отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, открытым акционерным обществом “360 Авиационный ремонтный завод“ оспаривается отдельное положение регионального нормативного правового акта. Поэтому при вынесении решения суд обоснованно руководствовался предписаниями статей 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которых суд должен, безотносительно к доводам заявленных требований, в полной мере проверить, издан ли оспоренный нормативный правовой акт в пределах полномочий органа или должностного лица, а также соответствуют ли закону его содержание, форма, порядок принятия и опубликования.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что постановление правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; норм, отменяющих либо изменяющих принципы организации и проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области, не устанавливает. Такой вывод согласуется с федеральными нормами, о противоречии которым поставлен вопрос заявителем.

Согласно пунктам “в“ и “к“ части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В силу предписаний статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным законом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В случаях определения кадастровой стоимости земельных участков органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по муниципальному району (городскому округу) проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. N 590).

В соответствии с указанными Правилами государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции организации государственной кадастровой оценки земель регламентирован Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденным приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215.

В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет его соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министра экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 г. N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета Методическим указаниям;

о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что участие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении государственной функции организации проведения государственной кадастровой оценки земель не является произвольным, он не вправе выйти за рамки компетенции, предоставленной ему федеральным законодательством, им утверждаются те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Судебная коллегия также находит обоснованными суждения суда первой инстанции касательно соблюдения должностными лицами требований, предъявляемых вышепоименованным законодательством непосредственно к порядку организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Так, имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждается, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Рязанской области проводились обществом с ограниченной ответственностью “АварКом“, по результатам которых составлен отчет (л.д. 157 - 177), признанный Роснедвижимостью (Росреестром) соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью (Росреестром) результаты кадастровой оценки вместе с Актом проверки (л.д. 151) направлены в Управление Роснедвижимости по Рязанской области, которое представило их на утверждение в правительство Рязанской области.

Из доказательств по делу также следует, что кадастровая оценка земельных участков проведена с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования с применением методических указаний по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технических документов, разработанных и утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

То обстоятельство, что утвержденная оспариваемым постановлением правительства Рязанской области кадастровая стоимость земельных участков завышена по сравнению с рыночной стоимостью земельных участков, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Ибо федеральный законодатель, конкретизируя принцип платности использования земли, регламентированный пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и называя в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации два вида стоимости земельных участков - рыночную и кадастровую, не предусматривает ни минимальных, ни максимальных размеров кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью. Соответственно нет оснований и для какого-либо сравнения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов с представленной заявителем оценкой рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Рязанского областного суда от 9 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “360 Авиационный ремонтный завод“ - без удовлетворения.