Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2010 N 11-Г10-24 В удовлетворении заявления о признании недействующими ряда постановлений правления комитета субъекта РФ по тарифам отказано правомерно, так как указанные постановления приняты в пределах полномочий, предоставленных указанному органу, в правомочном составе и в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. N 11-Г10-24

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Меркулова,

судей В.Б. Хаменкова и Л.А. Калининой

при секретаре А.В. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Файзрахманова И.Р. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июля 2010 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими ряда постановлений правления комитета Республики Татарстан по тарифам.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Файзрахманова И.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Комитета Республики Татарстан по тарифам Булатова Р.Ф. и Гарапшина Р.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

правлением комитета Республики Татарстан по тарифам 9 октября 2009 года принято постановление N 10-21/жкх “О внесении изменений в постановление правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 сентября 2008 года N 10-14/жкх “Об утверждении для муниципального образования “город Казань“ индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 - 2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год“.

Постановление официально опубликовано в изданиях “Республика Татарстан“, N 224 от 10 ноября 2009 года, “Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ от 25 ноября 2009 года, N 44, ст. 1871, “Ватаным Татарстан“, N 241 от 2 декабря 2009 года.

Правлением комитета Республики Татарстан по тарифам 16 октября 2009 года принято постановление N 3-8/э “Об установлении тарифа на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории “население“, по Республике Татарстан“.

Постановление официально опубликовано в изданиях “Республика Татарстан“, N 241 от 4 декабря 2009 года, “Ватаным Татарстан“, N 246 от 9 декабря 2009 года, “Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ от 9 декабря 2009 года, N 46, ст. 1989.

Правлением комитета Республики Татарстан по тарифам 30 октября 2009 года принято постановление N 10-57/жкх “Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2010 год по муниципальным образованиям Республики Татарстан“.

Постановление официально опубликовано в изданиях “Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ от 16 декабря 2009 года, N 47, ст. 2012, “Республика Татарстан“, N 252, от 19 декабря 2009 года, “Ватаным Татарстан“, N 256 от 23 декабря 2009 года.



Правлением комитета Республики Татарстан по тарифам 26 ноября 2009 года принято постановление N 4-1/э “Об установлении розничной цены на природный газ, реализуемый населению Республики Татарстан“.

Постановление официально опубликовано “Республика Татарстан“, N 239 - 240 от 3 декабря 2009 года, “Ватаным Татарстан“, N 249 от 12 декабря 2009 года, “Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ от 23 декабря 2009 года, N 48, ст. 2069.

Файзрахманов И.Р. обратился в суд с заявлением о признании данных правовых актов недействующими, указывая на то, что они приняты правлением комитета Республики Татарстан по тарифам в неправомочном составе.

В обоснование своих требований Файзрахманов И.Р. ссылался на то, что в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 15 августа 2009 года N УП-429 в Положение о комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденное Указом Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года N УП-207, внесены изменения, согласно которым состав правления комитета утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению председателя комитета.

Между тем, состав правления комитета, принявшего оспариваемые акты, был утвержден приказом председателя комитета, а не Кабинетом Министров Республики, в связи с чем полномочий на издание правовых актов у правления комитета не имелось.

Оспариваемые постановления регулируют вопросы установления тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан и существенным образом затрагивают права заявителя как нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июля 2010 года прекращено производство по делу в части оспаривания постановления правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 октября 2009 года N 3-8/э “Об установлении тарифа на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории “население“, по Республике Татарстан“.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июля 2010 года Файзрахманову И.Р. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 октября 2009 года N 10-21/жкх “О внесении изменений в постановление правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 сентября 2008 года N 10-14/жкх “Об утверждении для муниципального образования “город Казань“ индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 - 2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год“, постановления правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 30 октября 2009 года N 10-57/жкх “Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2010 год по муниципальным образованиям Республики Татарстан“, постановления правления комитета Республики Татарстан по тарифам от 26 ноября 2009 года N 4-1/э “Об установлении розничной цены на природный газ, реализуемый населению Республики Татарстан“.

В кассационной жалобе Файзрахманов И.Р. ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 9 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

С учетом изложенного Республика Татарстан как субъект Российской Федерации вправе, руководствуясь установленными федеральными законами общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, самостоятельно, по собственному усмотрению, решать вопросы устройства системы органов исполнительной власти республики и наделения указанных органов власти соответствующими полномочиями.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ “Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан“ в порядке, установленном данным Законом, могут быть образованы республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии как органы исполнительной власти Республики Татарстан специальной компетенции. Указанные органы могут быть образованы также при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Функции, полномочия, а также принципы и порядок деятельности этих органов определяются положениями, утверждаемыми Президентом Республики Татарстан или Кабинетом Министров Республики Татарстан (пункт 2 статьи 13 Закона).



Указом Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года N УП-207 утверждено Положение о комитете Республики Татарстан по тарифам.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения данный Комитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан, и осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 6.5 Положения для определения основных направлений деятельности Комитета и принятия соответствующих решений образуется правление Комитета.

В состав правления входят председатель, его заместители по должности, руководители структурных подразделений Комитета.

Председателем правления Комитета является председатель Комитета.

Порядок образования правления Комитета, назначения его членов, проведения заседаний и порядок деятельности определяются председателем Комитета.

Указом Президента Республики Татарстан от 15 августа 2009 года N УП-429 в названный пункт 6.5 Положения были внесены изменения, согласно которым состав правления Комитета утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению председателя Комитета.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, состав правления комитета Республики Татарстан по тарифам утвержден приказом председателя комитета от 16 июля 2008 года в полном соответствии с действовавшим на тот момент Положением о комитете.

Тот факт, что с августа 2009 года назначение членов правления комитета могло осуществляться только Кабинетом Министров республики, о неправомочности состава правления, сформированного в соответствии с ранее установленным порядком, не свидетельствует.

Ссылок на необходимость переутверждения состава правления комитета в связи с изменением порядка его формирования Указ Президента Республики Татарстан от 15 августа 2009 года не содержит.

Более того, при рассмотрении настоящего дела суд учел, что в силу Указа Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года N УП-254 комитет Республики Татарстан по тарифам преобразован в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Положение о комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденное Указом Президента республики от 12 мая 2008 года в редакции Указа Президента республики от 15 августа 2009 года, утратило силу.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468, для определения основных направлений деятельности Госкомитета и принятия соответствующих решений образуется Правление из числа его работников, в состав которого входят не более 7 человек.

Состав и порядок деятельности Правления, включая порядок проведения заседаний, определяются председателем.

Председателем Правления является председатель Госкомитета.

Проверялись судом утверждения заявителя о несоответствии оспариваемых постановлений Типовому положению об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 года N 136, и обоснованно были признаны судом несостоятельными.

Пунктом 7 указанного Типового положения предусмотрено, что для определения основных направлений деятельности органа в области регулирования и принятия соответствующих решений может образовываться коллегиальный орган из числа его работников, в состав которого входят не более 7 человек. Председателем коллегиального органа является руководитель органа в области регулирования. Порядок образования коллегиального органа и назначения его членов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, данная норма пункта 7 устанавливает необходимость утверждения решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации лишь порядка образования и назначения членов коллегиального органа, что было выполнено органами государственной власти Республики Татарстан.

Положение о комитете Республики Татарстан по тарифам в редакции, предусматривающей возможность назначения членов правления комитета приказом председателя комитета, было утверждено Указом Президента Республики Татарстан, возглавляющим согласно Конституции Республики Татарстан систему органов исполнительной власти республики.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют и отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, фактически воспроизводят доводы первоначального заявления Файзрахманова И.Р., получившие в соответствии с требованиями статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в решении суда надлежащую правовую оценку.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Файзрахманова И.Р. - без удовлетворения.