Решения и постановления судов

Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1239-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина государства Израиль Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положением статьи 5 Федерального закона “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 г. N 1239-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ ПЕРЕЛЬМАНА

ЭДУАРДА ЛЬВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ НА

ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев по требованию гражданина Э.Л. Перельмана вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Государства Израиль Э.Л. Перельман просит проверить конституционность примененного в его деле судами общей юрисдикции положения статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации“, согласно которому действие названного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, в 1978 году Э.Л. Перельману в связи с увольнением в запас из Вооруженных Сил СССР была назначена пенсия по нормам Закона СССР от 14 июля 1956 года “О государственных пенсиях“. В 1991 году заявитель выехал из РСФСР в Украинскую ССР, где с 1992 года в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года его пенсионное обеспечение осуществлялось по законодательству и за счет средств Украины. В 1997 году Э.Л. Перельман переехал из Украины на постоянное жительство в Государство Израиль. С мая 1998 года выплата пенсии заявителю была прекращена.

По мнению заявителя, оспариваемая норма, как не предусматривающая право иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, на получение пенсии, назначенной им по нормам законодательства Союза ССР, противоречит статьям 15 (части 1 и 2), 17 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.



Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, гарантируется каждому человеку вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, а следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Правовые основания назначения и выплаты трудовых пенсий в Российской Федерации определяются Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, Федеральным законом “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации“, а также рядом иных нормативных правовых актов.

Нормой статьи 5 Федерального закона “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации“ закреплены гарантии сохранения права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на получение государственных пенсий, назначенных в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потому она не может рассматриваться как нарушающая право на социальное обеспечение.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

О.С.ХОХРЯКОВА