Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 N 05АП-639/2010 по делу N А51-13235/2009 По делу о признании незаконным решения управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры о снятии с рассмотрения обращение департамента земельных ресурсов и землеустройства, обязании управление обеспечить выбор испрашиваемого истцом земельного участка и обязании орган местного самоуправления утвердить и выдать схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка по обращению департамента.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 05АП-639/2010

Дело N А51-13235/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2010 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Г.А. Симоновой

судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац

при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко

при участии:

от Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Жембровская О.В. по доверенности от 11.01.2010 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение N 043 от 19.12.2008;

ООО “Юридическая компания “Приморье“ не явилось, извещено надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

апелляционное производство N 05АП-639/2010

на решение от 20.12.2009

судьи Н.В.
Колтуновой

по делу N А51-13235/2009 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению ООО “Юридическая компания “Приморье“

к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

об оспаривании отказа

УСТАНОВИЛ:

ООО “Юридическая компания Приморье“ (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее - УМИГА г. Владивостока), выраженного письмом от 19.05.2009 N 2989д, и обязании УМИГА г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка ООО “Юридическая компания Приморье“ на основе документов государственного кадастра недвижимости по обращению департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 10.03.2009 N 29/2-18-1844 в течении месяца с момента вступления в законную силу решения суда и обязании администрацию г. Владивостока утвердить и выдать схемы расположения испрашиваемого земельного участка ООО “Юридическая компания Приморье“ по обращению департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 10.03.2009 N 29/2-18-1844 в течении месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением суда от 20.12.2009 заявленные требования удовлетворены.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.12.2009, УМИГА г. Владивостока просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указало следующее. Согласно транспортной схеме генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, испрашиваемый ООО “Юридическая компания Приморье“ земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, район ул. Днепровской, 19, попадает в границы красных линий, в связи с чем выбор данного земельного участка под строительство объекта капитального типа не представляется возможным. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, обществом нарушена норма минимального размера земельного участка согласно приложению N 7 “Нормы
расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков“ СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“.

ООО “Юридическая компания “Приморье“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, письменный отзыв на апелляционную жалобу УМИГА г. Владивостока в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ООО “Юридическая компания “Приморье“.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя УМИГА г. Владивостока, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

03.02.2009 ООО “Юридическая компания “Приморье“ обратилось в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка примерной площадью 900 кв.м. с предварительным согласованием места размещения административно-хозяйственного нежилого здания, в районе ул. Днепровской 19 в г. Владивостоке.

Письмом от 10.03.2009 N 29/2-18-1844 департамент направил заявление и все приложенные документы общества в администрацию г. Владивостока с просьбой обеспечить выбор земельного участка для размещения указанного объекта.

19.05.2009 Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока письмом N 2898д сообщило о снятии с рассмотрения обращение департамента, в связи с отсутствием в представленном пакете документов схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.

Не согласившись с решением УМИГА г. Владивостока, ООО “Юридическая компания Приморье“ обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам пунктов 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.

Из пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем
порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Судом установлено, что администрацией г. Владивостока как органом местного самоуправления при принятии решения о снятии с рассмотрения заявления о выборе земельного участка по обращению департамента в письме от 10.03.2009 N 29/2-18-1844 установлено, что УМИГА г. Владивостока не обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке. Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия УМИГА г. Владивостока выраженного в письме от
19.05.2009 N 2898д решения о снятии с рассмотрения обращения департамента.

Между тем, судом не учтено следующее.

Как уже было изложено выше в силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.

Спорный земельный участок площадью 900 кв.м. испрашивался обществом в аренду для строительства на нем административно-хозяйственного нежилого здания.

Материалами дела установлено, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находится в собственности юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ и частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земли общего пользования, к которым относится спорный участок, предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления.

В силу полномочий, предоставленных органам
местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса РФ, статьей 11 Земельного кодекса РФ в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают, в том числе документы территориального планирования поселений и правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставлять в аренду земельный участок, не занятый недвижимостью обратившегося лица.

Согласно представленному в материалы дела письму Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 21.12.2009 N 27/2-4-1982 и имеющейся схемы - выписки из генерального плана Владивостокского городского округа на испрашиваемом обществом земельном участке проходит автомобильная дорога, что в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ исключает возможность предоставления такого земельного участка, учитывая, что на спорном участке заявитель планирует строительство административно-хозяйственного нежилого здания.

При изложенных обстоятельствах у ответчика отсутствовали законные основания для предоставления обществу на праве аренды спорного земельного участка.

В связи с этим доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении обществом норм минимального размера земельного участка согласно приложению N 7 “Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков“ СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“ не имеет правого значения ввиду изначального отсутствия у общества права для предоставления спорного участка, который находится в границах красных линий.

Таким образом, основания для признания незаконным решения УМИГА г. Владивостока, выраженного письмом от 19.05.2009 N 2989д, и обязании УМИГА г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка ООО “Юридическая компания Приморье“ отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.12.2009 по делу N А51-13235/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.

В удовлетворении заявленных ООО “Юридическая компания Приморье“ требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Г.А.СИМОНОВА

Судьи:

Н.В.АЛФЕРОВА

З.Д.БАЦ