Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2010 N 14-Г10-37 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о голосовании граждан РФ без определенного места жительства отказано правомерно, поскольку законом не определено количество участковых избирательных комиссий для голосования лиц без определенного места жительства на территории РФ, поэтому комиссия вправе была самостоятельно определить количество таких участков, в том числе учитывая практические данные голосования граждан этой категории на выборах.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2010 г. N 14-Г10-37

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Еременко Т.И.

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к ней, поданные Мешковым П.С. и Милетиной Е.К. на решение Воронежского областного суда от 18 июня 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393 “О голосовании граждан Российской Федерации без определенного места жительства на территории Воронежской области“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

13 марта 2010 года Мешков П.С. и Милетина Е.К. обратились в Воронежский областной суд с заявлением о нарушении избирательных прав.

Определением судьи Воронежского областного суда от 14 марта 2010 года в принятии заявления Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2010 года определение судьи Воронежского областного суда от 14 марта 2010 года отменено в части отказа в принятии заявления Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393 “О голосовании граждан Российской Федерации без определенного места жительства на территории Воронежской области“, материал в указанной части направлен на рассмотрение в Воронежский областной суд со стадии принятия заявления.

После устранения недостатков заявления, указанных в определении судьи от 13 мая 2010 года, заявление Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393 “О голосовании граждан Российской Федерации без определенного места жительства на территории Воронежской области“ принято к производству Воронежского областного суда определением от 26 мая 2010 года.

В обоснование своего требования Мешков П.С. и Милетина Е.К. указали, что не имеют регистрации по месту жительства в городе <...>, проживая в нем на съемной квартире, создание оспариваемым решением Избирательной комиссии Воронежской области для таких лиц только одного избирательного участка нарушает их конституционное право на участие в выборах.

Решением Воронежского
областного суда от 18 июня 2010 года в удовлетворении заявления Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393 “О голосовании граждан Российской Федерации без определенного места жительства на территории Воронежской области“ отказано.

В кассационной жалобе Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями (пункты 1, 10).

В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 названного Федерального закона избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть
предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Приведенной норме соответствует положение части 6 статьи 4 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года N 87-ФЗ “Избирательный кодекс Воронежской области“, согласно которому активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. При проведении выборов в областную Думу активное избирательное право предоставляется гражданину Российской Федерации не только в пределах территории избирательного округа, в котором расположено его место жительства, но и по месту пребывания в пределах любого избирательного округа, образованного на территории Воронежской области, при условии исключения его из списка избирателей по месту жительства и внесения в список избирателей по месту пребывания. В случае голосования избирателя по месту пребывания за пределами одномандатного округа, где он обладает активным избирательным правом, он вправе получить только избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, -
другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Избирательным кодексом Воронежской области предусмотрено, что основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Избирательным кодексом Воронежской области, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а случаях, предусмотренных Избирательным кодексом Воронежской области, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (часть 3 статьи 18).

Согласно пункту 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Избирательного кодекса Воронежской области избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но фактически проживающие на территории Воронежской области, решением участковой комиссии могут быть включены в список
избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Как следует из оспариваемого заявителями решения Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393, оно принято на основании части 7 статьи 18 Избирательного кодекса Воронежской области, в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации, не имеющих определенного места жительства, а также вынужденных переселенцев, фактически проживающих на территории Воронежской области, но не имеющих отметки о регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Российской Федерации, избирать и быть избранными в Воронежскую областную Думу пятого созыва.

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393 указанным лицам предоставлена возможность голосования на избирательных участках N 13/33 (г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 18) и N 04/14 (г. Борисоглебск, ул. Советская, 13) при предъявлении заявления о предоставлении возможности голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы пятого созыва, паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, с подтверждением гражданства Российской Федерации.

Названное решение направлено во все территориальные избирательные комиссии Воронежской области, участковые избирательные комиссии N 13/33 и 04/14 и размещено на сайте Избирательной комиссии Воронежской области.

Разрешая требование о признании указанного выше решения незаконным и его отмене, суд пришел к выводу о том, что избирательные права заявителей этим решением не нарушаются.

Так, судом установлено, что Милетина Е.К. согласно штампу в паспорте зарегистрирована в городе <...>, с регистрации не снята, из списков избирателей по месту регистрации не исключалась, открепительного удостоверения не имеет.

При таких данных суд правильно указал,
что Милетина Е.К. активным избирательным правом на территории Воронежской области при выборах депутатов Воронежской областной Думы пятого созыва не обладает, поэтому оспариваемое ею решение Избирательной комиссии Воронежской области ее избирательных прав не нарушает.

Мешков П.С. согласно паспорту не имеет регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, с регистрационного учета по прежнему месту жительства в городе <...> снят 23 марта 2004 года. Таким образом, он относится к числу лиц, права которых затрагиваются оспариваемым решением Избирательной комиссии Воронежской области.

Между тем, судом установлено, что он не обращался с заявлением о реализации своего активного избирательного права, несмотря на то, что один из избирательных участков, определенных оспариваемым решением Избирательной комиссии Воронежской области (N 13/33), находится в городе Воронеже, по месту фактического проживания Мешкова П.С.

С учетом изложенного, принимая во внимание положение статьи 20 Избирательного кодекса Воронежской области (выборы депутатов областной Думы проводятся по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу, двадцать восемь депутатов областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам в соответствии с утвержденной схемой избирательных округов, 28 депутатов избираются по единому избирательному округу) и положение части 6 статьи 4 Избирательного кодекса Воронежской области, следует признать правильным вывод суда о том, что избирательные права Мешкова П.С. оспариваемым решением Избирательной комиссии Воронежской области не нарушаются.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд учел, что федеральным законодательством не определено количество участковых избирательных комиссий для голосования лиц без определенного места жительства на территории Российской Федерации, и сделал правильный вывод о том, что избирательная комиссия Воронежской области вправе была самостоятельно определить количество таких участков, в том числе учитывая практические данные голосования граждан
этой категории на выборах.

Согласно имеющимся в деле документам на выборах депутатов Воронежской областной Думы пятого созыва лица без определенного места жительства на территории Российской Федерации в участковую избирательную комиссию N 04/14 (г. Борисоглебск) не обращались.

В участковую избирательную комиссию N 13/33 (г. Воронеж) поступило одно заявление от такого лица, которое было включено в списки избирателей и получило избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.

В соответствии с приведенным выше пунктом 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные участки для проведения голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, образуются или определяются решением вышестоящей избирательной комиссии.

Следовательно, решение Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2010 года N 393, которым определены избирательные участки для голосования при выборах депутатов Воронежской областной Думы пятого созыва лиц без определенного места жительства на территории Российской Федерации, принято в пределах компетенции.

Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене.

Довод кассационной жалобы о том, что положение пункта 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, на которое сослался суд в решении, имеет отношение только к гражданам, временно, в связи с работой или службой, пребывающим на территории другого избирательного участка, свидетельствует о неправильном толковании норм материального права, поэтому не может явиться основанием к отмене решения.

В кассационной жалобе не опровергаются выводы суда о том, что Мешков П.С. не обращался с заявлением в участковую избирательную комиссию N 13/33, находящуюся в г. Воронеже, а Милетина Е.К. имеет регистрацию в г. <...>, а лишь указывается на их фактическое
проживание в г. <...>, как на достаточное основание для голосования на избирательном участке по месту фактического проживания. Между тем, таковое суждение не основано на законе, анализ которого дан в решении суда, поэтому основанием к отмене решения явиться не может.

Доводы кассационной жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при вынесении определений от 26 мая 2010 года о принятии заявления Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. к производству, от 8 июня 2010 года о назначении дела к рассмотрению, от 18 июня 2010 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе судьи, от 18 июня 2010 года об отказе в удовлетворении ходатайства о допросе председателя Избирательной комиссии Воронежской области Селянина В.Е., о нерассмотрении ходатайств об освобождении от уплаты госпошлины, основанием к отмене решения явиться не могут, поскольку не привели к неправильному разрешению дела.

В соответствии со статьей 364 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Воронежского областного суда от 18 июня 2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Мешкова П.С. и Милетиной Е.К. - без удовлетворения.