Решения и постановления судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 N 16АП-212/2010(1) по делу N А18-1294/2009 По делу об отмене постановления государственного органа о привлечении к ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2010 г. N 16АП-212/2010(1)

Дело N А18-1294/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2010,

дата изготовления постановления в полном объеме 26.04.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фриева А.Л., судей: Сулейманова З.М., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афашоковым Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2009 по делу N А18-1294/09 (судья Колоева Л.А.),

в отсутствие надлежаще извещенных сторон,

установил:

Министерство образования Республики Ингушетия (далее, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2009 N 308 ОГПН г. Назрань (далее - административный орган) о назначении административного наказания, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2009 в удовлетворении заявления Министерства отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вина Министерства в совершении административного правонарушения доказана, процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.



Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности: в протоколе об административном правонарушении не отражены сведения о разъяснении прав и обязанностей лицу, привлекаемому к ответственности, акт проверки и протокол составлены в один день, что лишило Министерство возможности ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, на заседание суда не явились. При таких обстоятельствах, на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции от 18.12.2009 в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции от 18.12.2009 подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.10.2009 N 609 в отношении Министерства образования Республики Ингушетия проведена внеплановая проверка с целью контроля за исполнением требований пожарной безопасности.

В ходе проверки административным органом выявлены нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ (01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, выразившиеся в открывании двери на пути эвакуации по направлению выхода из здания, а также выявлено ряд других нарушений. О чем составлен акт проверки N 609 от 17.11.2009, протокол N 609 об административном правонарушении от 17.11.2009.

17.11.2009 Министерству было выдано предписание N 2/400 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым установлен срок для устранения нарушений до марта 2010 года.

Постановлением N 308 от 23.11.2009 Министерство привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Министерство, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в судебном порядке.



Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2009 N 309 не учел следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 25.1 АПК РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Указанные нормы права направлены на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, а также имеют своей целью обеспечение всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, несоблюдение которых является существенным нарушением.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 10 постановления от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ.

В пункте 17 постановления от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, протокол об административном правонарушении N 609 от 17.11.2009 г. составлен без участия представителя Министерства, а также при отсутствии доказательств надлежащего извещения его о времени и месте составления протокола в указанный день.

Распоряжением N 609 от 22.10.2009 г. назначено проведение внеплановой проверки на 17 ноября 2009 года, в связи с невыполнением предписания N 367 от 14.10.2008. На указанном распоряжении имеется отметка “получила Албогачиева 12.11.2009“, которая является работником Министерства. Однако, подпись Албогачиевой, свидетельствующая получение данного распоряжения, либо штамп Министерства, отсутствует. В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что данной распоряжение не было вручено Министерству.

Также суд отмечает и то обстоятельство, что данным распоряжением было назначено проведение внеплановой проверки, однако указание на то, что 17.11.2009 будет проводиться составление протокола об административном правонарушении, отсутствует.

Иных доказательств надлежащего извещения Министерства о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что административным органом не соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, что является существенным нарушением, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 18.12.2009 в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а заявление Министерства - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-1294/2009 от 18.12.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявление Министерства образования Республики Ингушетия о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 308 от 23.11.2009 удовлетворить.

Постановление Отдела государственного пожарного надзора г. Назрань о назначении административного наказания N 308 от 23.11.2009 признать незаконным и отменить полностью.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

З.М.СУЛЕЙМАНОВ

И.М.МЕЛЬНИКОВ