Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2010 N 80-о10-20 Приговор по делу о подстрекательстве и пособничестве к приготовлению убийства по найму оставлен без изменения, так как виновность лица установлена совокупностью исследованных доказательств, в том числе показаниями самого виновного, также показаниями осужденного по этому же делу исполнителя данного убийства, подробно рассказавшего об обстоятельствах, при которых лицо заказало убийство потерпевшего, пообещав за это заплатить.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. N 80-о10-20

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Иванова Г.П.

судей: Шамова А.В.

Яковлева В.К.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Афанасьева О.А. на приговор Ульяновского областного суда от 19 мая 2010 года, по которому

Афанасьев О.А. <...>

осужден по ст. 33 ч. ч. 4 и 5, ст. 30 ч. 1, ст. 105 ч. 2 п. “з“ УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, на 6 (шесть) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 19 мая 2010 года и зачтено Афанасьеву О.А. в срок отбытия
наказания время содержания его под стражей с 23 октября 2009 года по 18 мая 2010 года включительно.

По этому же делу осужден К. которым приговор не обжалован.

Постановлено взыскать в доход государства процессуальные издержки в виде сумм, выплаченных свидетелю в возмещение стоимости расходов по его явке в судебное заседание с Афанасьева О.А. - 300 (триста) рублей, с К. - 118 (сто восемнадцать) рублей 50 копеек.

Заслушав доклад судьи Яковлева В.К., объяснение осужденного Афанасьева О.А., поддержавшего жалобу, мнение прокурора Хомутовского В.Ф., полагавшего приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Афанасьев О.А. признан виновным в подстрекательстве и пособничестве к приготовлению убийства К., по найму. Однако преступление не было доведено до конца, поскольку противоправные действия Афанасьева были пресечены сотрудниками правоохранительных органов.

Преступление совершено в период с июля по октябрь 2009 года <...> при установленных судом и подробно изложенных в приговоре обстоятельствах.

В суде Афанасьев О.А. виновным себя не признал.

В кассационной жалобе осужденный Афанасьев О.А. просит приговор изменить и снизить ему срок наказания, либо заменить назначенное ему наказание на другое, не связанное с изоляцией от общества, при этом ссылается на то, что суд принял решение о его виновности без учета того, что с начала сентября 2009 г. он пытался вернуть свои деньги, переданные ранее П., с которым он всего один раз встретился случайно и разговаривал не об убийстве потерпевшего, а только рассказал об очередном скандале между супругами К. и в порыве гнева высказал, что хотел бы избить К. за то, что он издевается над своей семьей. Полагает, что П. обратился в милицию только потому, что не хотел возвратить ему полученные у
него деньги. Указывает, что характеризуется он положительно, имеет на иждивении 2 малолетних детей, брата инвалида и родителей пенсионного возраста, которые нуждаются в его помощи. Никакой опасности для общества он не представляет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что Афанасьев О.А. обоснованно осужден за совершенное преступление и приговор является законным, обоснованным и справедливым.

Виновность Афанасьева О.А. в подстрекательстве и пособничестве к приготовлению убийства К. по найму установлена совокупностью исследованных доказательств, в том числе показаниями самого Афанасьева, также показаниями осужденного по этому же делу К. подробно рассказавшего об обстоятельствах, при которых осужденный Афанасьев заказал убийство потерпевшего К. пообещав за это заплатить <...> рублей П., также показаниями свидетеля П., подтвердившего показания К. и рассказавшего, как осужденный заказал убийство К., пообещав ему за это <...> рублей, из которых сначала передал <...> рублей, а после того, как он 22 октября 2009 года сообщил о выполнении заказа, передал ему оставшиеся деньги в сумме <...> рублей.

Доводы о том, что в ходе предварительного расследования Афанасьев и К. вынужденно оговорили Афанасьева в совершении преступления под воздействием сотрудников следственных органов, проверялись судом и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку ранее между ними неприязненных отношениях не было и никаких оснований для оговора К. Афанасьева не имелось.

Из материалов дела видно, что в ходе предварительного расследования следственным отделом <...> следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ <...> была проведена проверка по заявлению Афанасьева О.А. о применении к нему психического воздействия со стороны сотрудников милиции, но доводы заявления не подтвердились, в связи с чем 24 декабря 2009 года было вынесено постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела.

Показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей сотрудников милиции Г., М.А., О. установлено, что к Афанасьеву О.А. и К. ни ими, ни другими сотрудниками милиции никакого незаконного воздействия не применялось.

К тому же, показания Афанасьева и осужденного по этому делу К. об обстоятельствах совершения преступления подтверждены показаниями свидетеля П. и другими исследованными доказательствами, они соответствуют установленным судом обстоятельствам и подтверждены другими доказательствами по делу, поэтому обоснованно положены судом в основу приговора.

Кроме того, из показаний Афанасьева О.А. от 23 октября 2009 года в явке с повинной следует, что у него с К. сложились серьезные личные отношения. Она постоянно жаловалась ему на то, что муж пьет, избивает ее. Он решил помочь ей обрести свободную жизнь с ним (Афанасьевым), убить К. Для этих целей около трех месяцев назад сообщил своему двоюродному брату К. о том, что нужно убить К. за вознаграждение и просил узнать сумму этого вознаграждения. К. сообщил, что у него есть знакомые ребята, которые могут это сделать, затем сообщил, что за убийство К. необходимо будет передать исполнителю <...> рублей. В качестве предоплаты он через К. передал <...> рублей. Затем были переданы еще <...> рублей. 21 октября 2009 года К. ему сообщил, что заказ на убийство К. будет исполнен, а 22 октября 2009 года К. сообщил, что его заказ на убийство К. исполнен. В тот же день он (Афанасьев О.А.) за убийство К. передал <...> рублей (т. 1 л.д. 80 - 81).

Доводы Афанасьева о том, что явку с повинной он написал под психологическим воздействием следственных органов, опровергаются показаниями допрошенного в
качестве свидетеля следователя Ф. из которых видно, что явку с повинной у Афанасьева О.А. принимал он. При этом Афанасьев О.А. добровольно рассказал об обстоятельствах готовящегося преступления - лишения жизни К. без какого-либо принуждения. Никакого психологического давления при этом на Афанасьева О.А. не оказывалось. Никаких жалоб на действия сотрудников милиции он не высказывал. Правильность отражения его показаний он удостоверил собственноручной подписью.

Из неоднократных показаний К. усматривается, что Афанасьев О.А. просил найти человека, который за денежное вознаграждение - <...> рублей должен побить мужа его сотрудницы, с которой у него сложились личные отношения. Через некоторое время Афанасьев О.А. уточнил заказ, сообщив, что того человека необходимо при возможности убить. П. назвал стоимость этой работы - <...> рублей, с которой согласился Афанасьев О.А. и дважды передавались им деньги П., из которых <...> рублей были переданы ему для приобретения пистолета и <...> рублей в качестве аванса. 22 октября 2009 года от него узнал, что муж той женщины убит и в тот же день за убийство К. он передал П. принадлежащие Афанасьеву О.А. <...> рублей.

Из материалов дела усматривается, что все следственные действия с Афанасьевым О.А. и К. в качестве подозреваемых и обвиняемых проведены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, с разъяснением им процессуальных и конституционных прав, в присутствии защитников, что исключало возможность какого-либо воздействия на них.

Виновность Афанасьева О.А. подтверждается также показаниями потерпевшего К. свидетелей П., К., К., М., О., А., Г. протоколом осмотра и прослушивания аудиозаписи телефонных переговоров, а также совокупностью других исследованных судом доказательств.

Так, из показаний потерпевшего К. усматривается, что в октябре 2009 года от сотрудников милиции узнал,
что Афанасьевым О.А. готовится его убийство, в связи с чем согласился сотрудничать с сотрудниками милиции. Для представления доказательств его убийства заказчикам преступления он передал сотрудникам милиции сотовый телефон <...> связку ключей от квартиры и от рабочего шкафа.

Из показания свидетеля Г. видно, что в начале октября 2009 года в оперативно-розыскную часть поступила информация о том, что готовится заказное убийство и было установлено, что К. и Афанасьев О.А. подыскали исполнителя убийства - П. который сам явился к ним и согласился сотрудничать. При этом П. рассказал, что за <...> рублей его наняли убить мужчину по имени В., что заказчиком является двоюродный брат К. по имени О., у которого любовный роман с женой потерпевшего. Часть вознаграждения в размере <...> рублей ему была выплачена, а оставшуюся часть за убийство потерпевшего должны были выплатить после - инсценировки этого преступления, передал ему К. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий записывались переговоры между К. и П. для чего П. в присутствии понятых передавалась и затем от него принималась соответствующая аппаратура. Также прослушивались переговоры между К. и Афанасьевым. О готовящемся преступлении Г. сообщил К. и последний согласился сотрудничать с ними и в оперативных целях передал им сотовый телефон и ключи от квартиры. 21 октября 2009 года было инсценировано убийство К. а в подтверждение этого П. передал К. вышеуказанные вещи потерпевшего и получил оставшуюся часть вознаграждения.

Свидетели М., О., А. - оперуполномоченные ОРЧ КМ по линии УР (БОП и ИП) при УВД <...>, участвовавшие в проведении оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и предотвращению готовящегося убийства К. подтвердили показания Г.

При установленных обстоятельствах, оценив все
доказательства по делу в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности вины осужденного Афанасьева О.А. в содеянном и правильно квалифицировал действия его по статьям 33 ч. ч. 4 и 5, 30 ч. 1, 105 ч. 2 п. “з“ УК РФ, как подстрекательство и пособничество к приготовлению убийства другого лица по найму.

Выводы суда мотивированы и основаны на доказательствах, не вызывающих сомнений, поскольку собраны они с соблюдением уголовно-процессуальных норм.

Нарушений уголовно-процессуальных норм, влекущих отмену или изменение приговора, в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по данному делу, не допущено.

Гражданские иски разрешены судом в соответствии с требованиями действующего законодательства, правильно.

С доводами жалобы осужденного о том, что судом назначено ему слишком суровое наказание, нельзя согласиться, поскольку назначенное Афанасьеву О.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ наказание, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, семейного положения и других обстоятельств, смягчающих наказание, в том числе с применением ст. 64 УК РФ, является справедливым и для смягчения наказания оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Ульяновского областного суда от 19 мая 2010 года в отношении Афанасьева О.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.