Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2010 N 11-Г10-13 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Татарстан от 24.05.2010, которым частично удовлетворено заявление о признании недействующим абзаца 2 раздела 4 положения о республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 N 655.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июля 2010 г. N 11-Г10-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова,

судей В.Б. Хаменкова и Т.И. Еременко

при секретаре А.В. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2010 года, которым заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворено частично, признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 2 раздела 4 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 сентября 2009 года N 655.

Заслушав доклад судьи
Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Лопатиной Е.В., возражавшей против представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

21 сентября 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 655 “О вопросах Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“.

Постановление официально опубликовано в изданиях “Республика Татарстан“, N 20 от 2 февраля 2010 года, “Ватаным Татарстан“, N 20 от 2 февраля 2010 года, “Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ от 17 февраля 2010 года, N 7, статья 0228.

Указанным постановлением утверждено Положение о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“.

В силу пункта 1.1 Положения Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“ является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством Республики Татарстан), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.

В соответствии с разделом 2 Положения одной из основных задач Агентства является развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан (абзац 2 раздела 2).

Согласно разделу 4 Положения Агентство в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять общее руководство и координацию деятельности организаций в установленной сфере деятельности (абзац 2 раздела 4).

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений пункта 1.1 в части слов “массовых коммуникаций“, абзаца 2 раздела 2, абзаца 2 раздела 4 Положения, указывая на их противоречие требованиям действующего законодательства.

По мнению прокурора, нормы пункта 1.1, абзаца 2 раздела 2 Положения содержат
факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, которые могут способствовать проявлениям коррупции при правоприменении.

При этом прокурор ссылался на статью 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, в соответствии с которой коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.

В силу пункта 3 утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормы пункта 1.1, абзаца 2 раздела 2 Положения содержат коррупциогенные факторы, поскольку устанавливают широкий объем дискреционных полномочий Агентства, так как изложенные в них полномочия дублируют полномочия другого органа исполнительной власти республики - Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

Оспаривая абзац 2 раздела 4 Положения, прокурор указывал на его противоречие установленным статьей 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 “О средствах массовой информации“ и статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информационных технологий“ принципам свободы массовой информации, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Кроме того, прокурор указывал на противоречие данного положения требованиям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, устанавливающей запрет на принятие актов и осуществление органами государственной власти действий, которые приводят к ограничению или недопущению конкуренции.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2010 года заявление прокурора удовлетворено частично, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 раздела 4 Положения о Республиканском агентстве по печати
и массовым коммуникациям “Татмедиа“, в остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора, полагая судебное решение в данной части незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 9 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

С учетом изложенного, Республика Татарстан как субъект Российской Федерации вправе, руководствуясь установленными федеральными законами общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, самостоятельно по собственному усмотрению решать вопросы устройства системы органов исполнительной власти республики и наделения указанных органов власти соответствующими полномочиями.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ “Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан“ в порядке, установленном данным Законом, могут быть образованы республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии как органы исполнительной власти Республики Татарстан специальной компетенции. Указанные органы могут быть образованы также при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Функции, полномочия, а также принципы и
порядок деятельности этих органов определяются положениями, утверждаемыми Президентом Республики Татарстан или Кабинетом Министров Республики Татарстан (пункт 2 статьи 13 Закона).

Учитывая указанные положения федерального и республиканского законодательства, суд правомерно исходил из того, что оспариваемое положение принято по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти Республики Татарстан, и в пределах предоставленных им полномочий.

Проверяя утверждения прокурора о наличии у Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“ полномочий, дублирующих полномочия Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, суд, проанализировав положения, закрепляющие статус и полномочия Агентства и Министерства в их взаимосвязи, пришел к выводу о необоснованности подобных утверждений.

При этом суд указал, что в силу пункта 1.1 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа“ Агентство является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством Республики Татарстан), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.

Задачами Агентства являются:

развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан;

разработка механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере печати и массовых коммуникаций с целью развития республиканских печатных и электронных (эфирных) средств массовой информации различных организационно-правовых форм, в том числе в сети Интернет (далее - медиарынок), обеспечивающей равные условия и возможности для субъектов медиарынка;

разработка, формирование и реализация целевых программ в сфере печати и массовых коммуникаций;

обеспечение формирования и использования республиканских информационных ресурсов в установленной сфере деятельности;

взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан для координации их работы по освещению деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации;

содействие в формировании институтов саморегулирования массовых коммуникаций (раздел 2 Положения).

Таким образом, из изложенных положений следует, что Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям
“Татмедиа“ осуществляет в Республике государственную политику в сфере печати и массовых коммуникаций в целях развития на территории Республики различных средств массовой информации (печатных, электронных (эфирных) и с использованием сети Интернет), что подтверждается и наделением Агентства указанными в разделе 3 Положения полномочиями, в частности, по оказанию в установленном законодательством порядке государственной поддержки средствам массовой информации, возмещению затрат на финансирование мероприятий организаций по совершенствованию инфраструктуры информационного пространства Республики Татарстан, развитию рынка информационных технологий в Республике, увеличению роли средств массовой информации в формировании гражданского общества по всей территории Республики Татарстан, повышению качества и оперативности предоставляемой населению информации, обеспечению равноправия двух государственных языков Республики Татарстан, на производство и (или) распространение социально значимой продукции электронных (эфирных) средств массовой информации, создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное значение, производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции печатных средств массовой информации.

Ни одна из содержащихся в разделе 3 Положения норм о полномочиях Агентства прокурором не оспаривается.

Вместе с тем, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года N 318, является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, проводящим государственную политику в сфере информатизации и связи, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере информатизации.

Задачами Министерства являются:

обеспечение потребности населения, органов государственной власти и организаций Республики Татарстан в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии;

обеспечение развития и поддержка системы “электронного правительства“ Республики Татарстан;

содействие внедрению на территории Республики Татарстан перспективных инфокоммуникационных технологий и стандартов;

создание благоприятных условий для развития конкурентной среды для
всех операторов информатизации и связи, предоставляющих услуги на территории Республики Татарстан, на равноправной основе (раздел 2 Положения).

Министерство несет ответственность за осуществление функций по управлению информатизацией и связью в установленном порядке, для чего наделяется рядом полномочий, в том числе, координирует с участием заинтересованных министерств, организаций и предприятий и организует работу по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем информационного обслуживания, оказанию новых услуг в области информационных технологий;

реализует техническую политику в области развития информационных технологий с учетом обеспечения устойчивости и функционирования информационной безопасности в Республике Татарстан;

разрабатывает в установленном порядке республиканские и отраслевые программы развития информационных технологий в Республике Татарстан (раздел 3 Положения).

Таким образом, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан осуществляет общее руководство и проводит государственную политику в сфере информатизации и связи, что соответствует его статусу органа исполнительной власти отраслевой компетенции, в то время как Республиканское агентство “Татмедиа“ осуществляет государственное управление и проводит государственную политику только в области организации и функционирования средств массовой информации, что отвечает его статусу органа исполнительной власти специальной компетенции, и в этой сфере какими-либо полномочиями, дублирующими полномочия Министерства, не наделено.

При таких обстоятельствах, указания в пункте 1.1 и абзаце 2 раздела 2 оспариваемого Положения на участие Агентства в развитии и совершенствовании информационного пространства и государственном управлении массовыми коммуникациями Республики Татарстан само по себе о наличии у него полномочий, дублирующих полномочия каких-либо иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, не свидетельствует, так как подлежит толкованию в совокупности с иными нормами Положения, устанавливающими задачи и полномочия Агентства.

С учетом изложенного, какой-либо правовой неопределенности в сфере деятельности, установлении задач и полномочий Агентства не имеется.

Таким образом судом
постановлено законное и обоснованное решение.

Доводы кассационного представления о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют и отмену постановленного по делу судебного решения повлечь не могут, так как основаны на неверном толковании прокурором положений законодательства, регулирующего спорные материальные правоотношения.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.