Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 N 16АП-3087/09(1) по делу N А18-1049/09 По делу о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2010 г. N 16АП-3087/09(1)

Дело N А18-1049/09

Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2010 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи А.Л. Фриева,

судьи - докладчика Д.А. Белова, судьи З.М. Сулейманова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Афашоковым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республике Ингушетия от 20.10.2009 г. по делу N А18-1049/09

по иску общества с ограниченной ответственностью “Агентство оценки“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чеченской Республике и по Республике Ингушетия

о признании незаконным решения по делу N 43-94/02 о нарушении законодательства о размещении заказа от 14 августа 2009 года,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия, Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия, общество с ограниченной ответственностью “ВЕАКОН-Арс-гор“,

при участии в судебном заседании:

от истца: Дакиев А.Д. по дов. N 28 от 01.10.09,

от ответчика: Газдиев М.М. по дов. N 5 от 18.02.09 (срок полномочий истек 31.12.09), увед. 14.12.09 N 01910,

от Комитета: не явились, извещены,

от Минимущества: Вышегуров И.М. по дов. N 04 от 05.03.09,

от ООО “ ВЕАКОН-Арс-гор“: не явились, увед. 15.12.09 N 01914,

установил:

ООО “Агентство оценки“ (далее - заявитель; агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным решения Управления антимонопольной службы по Чеченской республике и Республике Ингушетия (далее - антимонопольный орган, УФАС) по делу N 43-94/02 о нарушении законодательства о размещении заказов от 14 августа 2009 г.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Комитет по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия, Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия, ООО “ ВЕАКОН-Арс-гор“.

Решением суда от 20.10.09 заявленное требование удовлетворено, решение УФАС по ЧР и РИ по делу N 43-94/02 от 14.08.09 года и предписание N 29 от 14.08.2009 признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и по Республике Ингушетия обратилось
с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению антимонопольного органа, судом не были полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, также при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права.

Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.

В связи с истечением срока полномочий, представитель антимонопольного органа к участию в рассмотрении апелляционной жалобы не допущен.

В судебном заседании представитель общества и министерства против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, от ООО ВЕАКОН-Арс-гор“ поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главами 24, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

В газете “Ингушетия“ 2 июля 2009 г. Комитетом было опубликовано извещение об открытом аукционе N 86-ОА2009 на право заключения государственного контракта по оценке стоимости имущества Ингушской газотурбинной электростанции для нужд Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия.

Общество в установленном порядке подало заявку на участие в аукционе и стало участником размещения данного заказа, на условиях предусмотренных документацией об аукционе.

Комиссия, рассмотрев 30 июля 2009 г. поступившие заявки, отклонила заявки других участников размещения заказа. Общество было признано единственным участником аукциона, а Министерству рекомендовано
заключить государственный контракт с обществом - единственным участником размещения заказа.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Федерального закона Министерство передало Обществу проект государственного контракта, который был подписан сторонами 11.08.2009 г.

Решением антимонопольного органа по делу N 43-94/02 жалоба ООО “Компания ВЕАКОН-Арс-Гор“ на неправомерные действия конкурсной, аукционной комиссии Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия по отклонению заявки Компании на участие в открытом аукционе N 86-ОА2009 на право заключения государственного контракта по оценке стоимости имущества Ингушской газотурбинной электростанции для нужд Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия была признана обоснованной.

О подаче Компанией жалобы на действия Комиссии и результатах ее размещения Обществу стало известно только 21.08.2009 г.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,
специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд“ таким органом является Федеральная антимонопольная служба (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу в соответствии с Указом Президента РФ).

Частью 5 статьи 17 Закона N 94-ФЗ предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения проверки нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 60 Закона
N 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения и выдачи предписания послужило установление факта нарушения части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ в связи с необоснованным отказом на основании заключения экспертов в допуске к участию в открытом конкурсе ООО “Компания ВЕАКОН-АРС-Гор“.

Протоколом конкурсной комиссии N 86ПРО-2009 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 22.07.2009 года ООО “Компания “ВЕАКОН-АРС-Гор“ отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что антимонопольным органом не обоснован вывод о соответствии заявки ООО “Компания “ВЕАКОН-Арс-Гор“ требованиям конкурсной документации, не проведен анализ требований, изложенных в конкурсной документации, заявке и доводов, изложенных в протоколе конкурсной комиссии.

Как установлено частью 8 статьи 60 Закона N 94-ФЗ антимонопольный орган, в течение двух дней со дня принятия решений, должен направить участнику размещения заказа, подавшему жалобу, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление о принятом решении с обоснованием такого решения.

В материалы дела не представлено обоснование заключения о соответствии заявки, представленной ООО “Компания “ВЕАКОН-Арс-Гор“ требованиям конкурсной документации, с учетом приведенных в Протоколе конкурсной
комиссии N 86 ПРОА-2009 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 30.07.2009 нарушений, исходя из которых конкурсной комиссией было принято решение об отказе ООО “ВЕАКОН-Арс-Гор“ в допуске к участию в конкурсе. Данное обоснование не представлено и в суд апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что по итогам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, на право заключения государственного контракта по оценке стоимости имущества Ингушской газотурбинной электростанции для нужд Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия, принято решение о заключении государственного контракта с единственным участником размещения заказа ООО “Агентство оценки“, которое является участником размещения заказа, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы.

В соответствии с пунктом 3.17 “Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, утвержденного Приказом от 14 ноября N 379 “После подачи жалобы на действия (бездействие) Заказчика ФАС России (территориальный орган) в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте в сети “Интернет“ для размещения информации о размещении заказов, на котором размещено извещение о проведении торгов, запроса котировок, являющихся предметом жалобы (далее - официальный сайт), информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают заявителю и Заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы“.

В соответствии с Федеральными законами от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ, после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика,
уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Судом первой инстанции установлено, что информация о времени и месте рассмотрения жалобы не была размещена на официальном сайте, уведомление заявителю не было направлено.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что антимонопольным органом нарушены права и обязанности ООО “Агентство оценки“, предусмотренные статьей 60 Закона N 94-ФЗ, поскольку доказательств направления антимонопольным органом в адрес ООО “Агентство недвижимости“ уведомления о содержании жалобы, а также сообщения о времени и месте ее рассмотрения в материалы дела не представлены. Данные доказательства не были представлены и в апелляционный суд.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону
или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об удовлетворении заявленных требований и признал незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия по делу N 43-94/02 от 14.08.09 года и предписание N 29 от 14.08.2009.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, пришел к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом в полном объеме исследованы материалы дела и выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республике Ингушетия от 20.10.2009 г. по делу N А18-1049/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия, через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судья

Д.А.БЕЛОВ

Судья

З.М.СУЛЕЙМАНОВ