Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 12.05.2010 N ВАС-5773/10 по делу N А61-740/09 В передаче дела по иску о взыскании убытков для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку обязанность госорганов компенсировать заявленные истцом к взысканию расходы возникает в силу закона, поэтому несоблюдение органом местного самоуправления порядка финансирования возмещения выпадающих доходов и незаключение соответствующих договоров с предприятием не могут служить основанием для отказа в возмещении истцу фактически понесенных расходов.



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. N ВАС-5773/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (пл. Свободы, д. 1, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания, 362038) от 23.03.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.08.2009 по делу N А61-740/09, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 по
тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия “Моздокские тепловые сети“ к Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин РСО-А), администрации местного самоуправления Моздокского района (далее - администрация), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РСО-А о взыскании 577 087 рублей 08 копеек расходов, связанных с предоставлением многодетным гражданам в период с мая 2006 по 31 декабря 2008 года льгот по оплате тепловой энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство РСО - А.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 24.08.2009 исковое требование удовлетворено: с администрации взыскано 577 087 рублей 08 копеек задолженности. В иске к Минфину России и Минфину РСО-А отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009, подтвержденным судом кассационной инстанции, решение от 24.08.2009 в части взыскания задолженности с администрации изменено: с казны РСО-А в лице Минфина РСО-А взыскано 577 087 рублей 08 копеек задолженности. В остальной части решение оставлено без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин РСО-А ссылается на неправильное применение норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что истец в период с мая 2006 по 31 декабря 2008 года предоставил 30-процентную скидку по оплате тепловой энергии многодетным семьям, проживающим на территории Моздокского района, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“
и Закона РСО-А “О семейной политике в РСО-А“.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковое требование за счет администрации, суд первой инстанции исходил из того, что администрация в нарушение установленного законодательством порядка не заключила договоры с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки, на возмещение выпадающих доходов. Заявки на финансирование данных расходов в Минфин РСО-А администрация не направляла, поэтому у Минфина РСО-А отсутствовали основания для направления соответствующих денежных средств из республиканского бюджета в местный бюджет.

Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что наличие договорных отношений не является обязательным условием для финансирования льгот. Поскольку решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, исковое требование подлежит удовлетворению за счет казны республиканского бюджета.

Суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционной инстанции без изменения, указав, что обязанность государственных органов компенсировать заявленные истцом к взысканию расходы возникает в силу закона, поэтому несоблюдение органом местного самоуправления порядка финансирования возмещения выпадающих доходов и незаключение соответствующих договоров с предприятием не может служить основанием для отказа в возмещении истцу фактически понесенных расходов, поскольку такой отказ противоречит требованиям статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом суды руководствовались Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, Законом РСО-А “О семейной политике в РСО-А“, постановлениями правительства РСО-А “О порядке возмещения в 2006 - 2007 годах
году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг“.

Заявитель полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Между тем вопрос компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате тепловой энергии многодетным гражданам, не касается неправильного применения норм материального права, а свои отношения с финансовым органом Российской Федерации Минфин РСО-А решает в самостоятельном порядке.

Довод Минфина РСО-А о недоказанности размера понесенных истцом расходов направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А61-740/09 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.08.2009, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

И.М.МАРАМЫШКИНА

Судья

М.В.ПРОНИНА