Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А43-3449/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по заготовке лома цветных металлов с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 г. по делу N А43-3449/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 31.05.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2010

по делу N А43-3449/2010,

принятое судьей Кабановым В.П.,

по заявлению Главного управления внутренних дел по Нижегородской области о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

Главного управления внутренних дел по
Нижегородской области - Коробкова А.С. по доверенности от 15.02.2010 N 61/2, и

установил:

Главное управление внутренних дел по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - Веселовская М.В., Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2010 заявленные требования удовлетворены и Веселовская М.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

По мнению Веселовской М.В., административный орган не имел полномочий на осуществление проверки ее предпринимательской деятельности. Кроме того, при рассмотрении дела суд не принял во внимание обстоятельства, установленные постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого района Нижегородской области от 11.03.2010. Указанным постановлением производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекращено ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения.

Предприниматель заявлением от 11.05.2010 ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указывая на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда
первой инстанции.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося Предпринимателя.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что Веселовская М.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, имеет лицензию от 29.04.2008 N 87 на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов в обособленном месте осуществления лицензируемой деятельности по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Лесозаводская.

На основании поступившей 25.01.2010 на телефон доверия Управления информации должностное лицо Управления провело проверочное мероприятие на предмет наличия в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения.

В ходе проверки, проведенной 26.01.2010 в приемном пункте, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Лесозаводская, было установлено, что заготовка лома цветных металлов осуществляется без выписки приемосдаточных актов, без проведения входящего радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность, внесения соответствующих записей в журнал учета приемосдаточных актов; у лица, осуществляющего прием, отсутствует квалификационное удостоверение на проведение входящего радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность, дизометр находится в выключенном состоянии, документов на него не представлено.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.01.2009, в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26.01.2010.

Определением от 26.01.2010 N 111 должностное лицо Управления возбудило в отношении Веселовской М.В. дело об административном правонарушении.

10.02.2010 административный орган составил в отношении Предпринимателя протокол 052 АИ N 557623 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому
26.01.2010 по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Лесозаводская, Предприниматель осуществлял свою деятельность по заготовке лома цветных металлов с грубым нарушением лицензионных требований (без проведения входящего радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность), что не соответствует требованиям пункта 17 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766.

С учетом положений статей 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Веселовской М.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Удовлетворяя требования Управления, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения в действиях Предпринимателя, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.

Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о том, что основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 82 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании заготовка, переработка и реализация лома черных металлов входит в перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия.

Порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов определен в Положении о лицензировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766.

Пунктами 1 и 2 Положения определен порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным
транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов, под реализацией лома цветных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 17 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов является нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения в части приема лома черных металлов без составления приемо-сдаточного акта; приема лома черных металлов без осуществления радиационного контроля; приема лома черных металлов без осуществления контроля на взрывобезопасность.

Согласно пункту 8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных металлов) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1. Приемосдаточный акт составляется в двух экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

В силу пункта 11 Правил обращения с
ломом и отходами черных металлов приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов.

Пунктом 13 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов предусмотрено, что при каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносятся в том числе данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль).

Таким образом, при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов Предприниматель обязан соблюдать Правила обращения с ломом и отходами черных металлов.

Согласно пунктам 9, 11 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов предприниматель, принимающий лом и отходы цветных металлов, обязан обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность; прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по установленной форме.

Согласно пунктам 12 - 14, 21 Правил о лицензировании указанные приемо-сдаточные акты регистрируются предпринимателем в книге учета приемо-сдаточных актов; каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.

Пунктом 17 Положения о лицензировании установлено, что осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской
деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются в том числе событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности (акт от 26.01.2010, протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю территорий и помещений от 26.01.2010, протокол об административном правонарушении от 10.02.1010, объяснения Ермакова О.В., объяснения Шилина Д.В., объяснения Масловой С.В., книга учета приемосдаточных актов (начата 01.04.2009), постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого района Нижегородской области от 11.03.2010, постановление Городецкого городского суда от 05.04.2010), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Предпринимателя по приемке 26.01.2010 лома цветных металлов у гражданина Ермакова О.В. без приемосдаточных актов, без осуществления радиационного контроля, без осуществления контроля на взрывобезопасность образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители
и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В данном случае Веселовская М.В. не приняла необходимых мер для того, чтобы ее работник (продавец Маслова С.В.) при приеме от населения лома цветных металлов систематически оформлял приемосдаточные акты, осуществлял радиационный контроль и контроль на взрывобезопасность. Она не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна и могла их предвидеть.

Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого района Нижегородской области от 11.03.2010 и постановление Городецкого городского суда Нижегородской области от 05.04.2010, принятые по делу об административном правонарушении, не относятся к решениям суда общей юрисдикции в том содержательно-правовом смысле, который придается статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Эти судебные акты являются доказательствами по делу об административном правонарушении, которые подлежат оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.

Проверив порядок привлечения Предпринимателя к административной ответственности, арбитражный апелляционный суд признает его соблюденным.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказа МВД Российской Федерации от 02.06.2005 N 444 должностным лицом в отсутствие Веселовской М.В. при надлежащем ее уведомлении о проведении
процессуального действия.

Приведенные Предпринимателем в апелляционной жалобе доводы о незаконности проведенной проверки и возбуждении дела об административном правонарушении суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В данном случае должностные лица Управления проверяли не предпринимательскую деятельность Веселовской М.В., а поступившее по телефону доверия сообщение гражданина о возможном совершении административного правонарушения.

Арбитражный апелляционный суд также полагает, что процессуальных нарушений со стороны Управления при проведении проверки предпринимателя не допущено.

Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом указанная норма может быть применена в отношении любого административного правонарушения; каких-либо исключений Кодекс на этот счет не содержит.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу том, что совершенное Предпринимателем правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Административное наказание в виде штрафа назначено Предпринимателю по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах санкции статьи и сроков давности привлечения.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что имелись правовые основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку событие административного правонарушении и состав в действиях Веселовской М.В. доказаны административным органом.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.

Апелляционная жалоба Веселовской М.В. по приведенным в ней доводам признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим уплаченная Предпринимателем государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возвращению заявителю.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2010 по делу N А43-3449//2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 19.05.2009 N 841 государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

И.А.СМИРНОВА

Е.А.РУБИС