Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2010 по делу N 49-О10-21 Приговор по делу о неуважении к суду, выразившемся в оскорблении судьи, участвующего в отправлении правосудия, оставлен без изменения, так как назначенное осужденному наказание является справедливым и оснований считать его чрезмерно суровым не имеется.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. по делу N 49-О10-21

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего Мещерякова Д.А.,

судей Валюшкина В.А. и Лаврова Н.Г.

при секретаре Ядренцевой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании 3 марта 2010 года уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Филимонова А.А. на приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 декабря 2009 года, по которому

Филимонов А.А., <...>, судимый:

08.05.03 г. по ст. 228 ч. 1 УК РФ на 1 год 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;

12.04.06 г. по ст. ст. 161 ч. 1 и 163 ч. 1 УК РФ на
2 года лишения свободы, а в соответствии со ст. ст. 74 и 70 УК РФ на 2 года 8 месяцев лишения свободы, освобожденный 04.07.07 г. по отбытии наказания,

осужден по ст. 297 ч. 2 УК РФ на 1 год 6 месяцев исправительных работ в местах, определяемых органом местного самоуправления, с удержанием из заработной платы <...>% в доход государства.

Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., объяснения адвоката Бицаева В.М., поддержавшего жалобу, мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

по приговору суда Филимонов признан виновным в неуважении к суду, выразившемся в оскорблении судьи, участвующего в отправлении правосудия.

Это преступление совершено <...> 18 февраля 2009 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Филимонов вину фактически признал, показав, что при допросе его в качестве свидетеля, прокурор и судья задавали ему одни и те же вопросы, переспрашивали, прокурор задал ему вопрос о его психической полноценности, он начал нервничать, поэтому когда его выводили из зала заседания он просто выругался нецензурно, конкретно никого не оскорбляя.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Филимонов, считая приговор незаконным и необоснованным, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие доказательств, подтверждающих его вину в преступлении, а выводы о виновности основаны на недопустимых доказательствах. Утверждает, что лично никакой неприязни к участникам процесса, в том числе, судье и прокурору, не имел, и этот вывод является бездоказательным. Его показания о том, что он заругался, когда его выводил конвой из зала судебного заседания, ничем не опровергнуты. Ссылается на противоречивость показаний свидетелей стороны обвинения, а что касается показаний свидетелей защиты, то они не опровергнуты.
Просит приговор отменить, а дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.

Прокурором принесены возражения, в которых он считает доводы осужденного неубедительными.

Проверив дело, обсудив доводы осужденного и возражения на них прокурора, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

Вывод суда о виновности Филимонова в совершении преступления соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, которые приведены в приговоре.

Сам Филимонов, как это видно из его кассационной жалобы, не отрицает того обстоятельства, что он заругался нецензурно, находясь в зале судебного заседания, после допроса его в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении других лиц.

Данное обстоятельство помимо показаний самого осужденного на предварительном следствии и в судебном заседании, подтверждается показаниями Л. под председательством которой рассматривалось уголовное дело, а Филимонов допрашивался в качестве свидетеля, К. являвшегося государственным обвинителем, Ф., секретаря судебного заседания.

По заключению эксперта слово и выражение, высказанные Филимоновым в судебном заседании, носят бранное, оскорбляющее значение и являются унижающими честь и достоинство человека.

Утверждение Филимонова о том, что он заругался нецензурно безадресно, когда его уже выводили из зала судебного заседания (он находился под стражей по другому уголовному делу), не соответствует не только показаниям самого Филимонова на предварительном следствии, но и протоколу судебного заседания, согласно которому удаление Филимонова из зала судебного заседания имело место после высказанных им оскорблений в адрес судьи.

Более того, оскорбления были высказаны именно в адрес судьи Л., о чем свидетельствует их содержание, обращенное к лицу женского пола.

Данных, о совершении участниками процесса каких-либо действий или допускающих высказывания, ущемляющих честь и достоинство Филимонова, материалы дела, включая и протокол судебного заседания, не
содержат. Не имеется данных и об использовании судом недопустимых доказательств, в связи с чем и эти доводы Филимонова являются несостоятельными.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, сопоставив их друг с другом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела, признав Филимонова виновным в совершении преступления, и дав содеянному им правильную юридическую оценку.

Что касается остальных доводов, содержащихся в кассационной жалобе Филимонова, то они, имея в виду, что им не оспаривается произнесение нецензурных выражений в ходе судебного разбирательства, никоим образом не ставят под сомнение обоснованность его осуждения за содеянное.

При назначении наказания Филимонову суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о его личности, смягчающие и отягчающее наказание обстоятельства, и все обстоятельства дела. Назначенное ему наказание является справедливым, и оснований считать его чрезмерно суровым, судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 декабря 2009 года в отношении Филимонова А.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.