Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2010 N ВКГПИ10-7 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим с 1 марта 2005 года п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2010 г. N ВКГПИ10-7

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С.,

при секретаре - Д.,

с участием заявителя Г. и его представителя - адвоката Дейниченко В.В., старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.А., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника юстиции Б.С. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим с 1 марта 2005 г. п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция), в части слов “К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района“,

установила:

Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать с 1 марта 2005 г. недействующим п. 27 Инструкции в части слов “К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района“.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит положениям ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку препятствует реализации его права становиться на учет нуждающихся в жилых помещениях по истечении пяти лет после намеренного ухудшения своих жилищных условий.

Из представленных заявителем материалов видно, что в 1981 г. в период прохождения военной службы в войсковой части 96401 ему и членам его семьи (всего 4 человека) была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 36 м2 в полублагоустроенном доме в п. Вилга Республики Карелия. В 1998 г. после приватизации указанной квартиры они с доплатой обменяли ее на благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью 46,9 м2 с установлением доли собственности каждого в размере 1/4. Ввиду испортившихся семейных отношений Г. из данной квартиры выехал, с 2000 г. зарегистрирован по адресу войсковой части 96848 и по настоящее время проживает по договору поднайма жилого помещения.

В 2000 г. супруга Г., получив его согласие, квартиру в п. Вилга продала и, используя вырученные, а также дополнительные денежные средства, построила трехкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 58 м2 в г. Петрозаводске. Учитывая, что в строительстве этой квартиры участвовала только жена, Г. от права собственности на свою долю (14,5 м2) отказался в пользу жены и детей. В 2003
г. брак официально расторгнут.

В 2006 г. Г. заключил новый брак. Учитывая, что у него и членов его новой семьи какого-либо жилого помещения не имеется, заявитель в мае 2008 г. обратился к командованию с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь). Решением жилищной комиссии войсковой части 96848 от 16 июня 2008 г. он таковым признан. Однако начальник Сортавальской КЭЧ района отказал в признании его нуждающимся в получении жилого помещения и включении в автоматизированную систему учета, поскольку Г. не представил справку о сдаче жилой площади по последнему месту жительства, что послужило поводом для обжалования действий должностного лица в суд.

В данном судебном заседании заявитель Г. и его представитель - адвокат Дейниченко В.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что указание, изложенное во втором предложении первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации “К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района“, противоречит действующему жилищному законодательству и Федеральному закону “О статусе военнослужащих“, как препятствующее становиться на учет тем военнослужащим, которые ранее сознательно ухудшили свои жилищные условия, путем добровольного отчуждения (отказа от доли в жилом помещении) в пользу своих бывших членов семьи и, в связи с этим, не имеющим возможности представить справку о сдаче ранее полученного жилья в КЭЧ района.

Именно указанная норма, пояснили далее заявитель и его представитель, послужила основанием для отказа судов первой и кассационной инстанций в удовлетворении требований Г. о принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Представитель Министра обороны Российской
Федерации Б.С. требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.

Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, пояснил далее Б.С., само по себе не препятствует реализации ими жилищных прав, установленных Жилищным кодексом РФ, а содержащееся в п. 27 Инструкции требование о приложении военнослужащим к рапорту о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, исходя из положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, является необходимым, поскольку, по его мнению, справка подтверждает право военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом в справке предусмотрено несколько формулировок о сдаче жилого помещения, в частности, сдал жилье квартирным органам Министерства обороны РФ, приватизировал, оставил родственникам.

Эти формулировки, считает представитель Министра обороны РФ, являются учетными данными КЭЧ района для каждого жилого помещения, находящегося в ведении квартирных органов и носят учетно-формальный характер. Поэтому в зависимости от формулировки, указанной в справке, возникает либо одно из условий на право военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо основание для применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ о последствиях намеренного ухудшения военнослужащим своих жилищных условий.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. также возражал против удовлетворения заявления Г., указав, что Инструкция издана в соответствии с полномочиями Министра обороны РФ и не нарушает права заявителя.

Оспариваемое Г. второе предложение абзаца первого пункта 27 Инструкции, считает М., направлено на организацию деятельности жилищных комиссий воинских частей и довольствующих квартирно-эксплуатационных частей районов и
не ограничивает право военнослужащих становиться на учет нуждающихся в жилых помещениях по истечении пятилетнего срока после сознательного ухудшения своих жилищных условий.

Выслушав выступления заявителя Г. и его представителя - адвоката Дейниченко В.В., объяснения представителя заинтересованного лица - Министра обороны РФ Б.С., а также представителя Министерства юстиции РФ М., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Б.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Г. отказать, Военная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 указанного кодекса определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Из этого следует, что Министерство
обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.

Реализуя предоставленные Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в настоящее время - Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 “Вопросы Министерства обороны Российской Федерации“) полномочия, Министр обороны в целях реализации установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих Приказом от 15 февраля 2000 г. N 80 утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2000 г. (регистрационный N 2260) и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 июня 2000 г. N 26, в “Российской газете“ от 19 октября 2000 г. N 202.

Таким образом, оспариваемая Инструкция утверждена правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пунктом 27 Инструкции установлено, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.

Как видно из приложения N 8 к Инструкции, выдача указанной справки возможна и в случаях приватизации военнослужащим полученного жилья либо
оставления этого жилья родственникам.

Следовательно, указанная справка может быть представлена не только теми военнослужащими, которые имели по прежнему месту службы жилое помещение, полученное от Министерства обороны РФ, и сдали его, но и теми, которые приватизировали либо оставили таковое родственникам.

Вопреки утверждению Г., оспариваемая норма, предписывающая военнослужащему совместно с рапортом представлять и копию справки о сдаче жилого помещения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и положениям ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принимая во внимание предусмотренное Инструкцией содержание справки, следует признать, что таковая может относиться к указанным документам, но при этом не является исключительно единственным документом, подтверждающим право военнослужащего состоять на соответствующем учете.

Исходя из этих требований закона, Военная коллегия считает, что представление справки с одной из формулировок, предусмотренных приложением N 8 к Инструкции, носит технический характер. Вместе с тем при решении вопроса о принятии военнослужащего на соответствующий учет содержание данного документа подлежит оценке жилищной комиссией воинской части наряду с другими сведениями.

В то же время, по смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если военнослужащий и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 Жилищного кодекса РФ не
имеется.

Таким образом, военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района по прежнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.

При таких обстоятельствах введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, в том числе содержащегося в п. 27 оспариваемой Инструкции требования о приложении к рапорту о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, само по себе не препятствует реализации ими жилищных прав, установленных Жилищным кодексом РФ.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, то понесенные заявителем судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

Г. в признании недействующим с 1 марта 2005 г. п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, в части слов “К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района“, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня
его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.С.ШАЛЯКИН