Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А11-15647/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации общества и недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2010 г. по делу N А11-15647/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 24.05.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2010

по делу N А11-15647/2009,

принятое судьей Устиновой О.В.

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области от 03.09.2009 N 1500 о
государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью “Вавилон“ и о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “Вавилон“, от 03.09.2009 N 1093340004207,

при участии в судебном заседании представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области - Бабенковой А.Ю. на основании доверенности от 02.02.2010 N 03-06/01970 сроком действия до 31.12.2010, и

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - МИФНС N 17 по Иркутской области) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - МИФНС N 10 по Владимирской области, регистрирующий орган) от 03.09.2009 N 1500 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью “Вавилон“ и о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “Вавилон“ (далее - Общество, ООО “Вавилон“) от 03.09.2009 N 1093340004207.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью “Вавилон“, Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска).

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС N 17 по Иркутской области обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в
решении, обстоятельствам дела.

МИФНС N 17 по Иркутской области ходатайствует о рассмотрении дела без участия его представителей.

ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность апелляционной жалобы МИФНС N 17 по Иркутской области; ходатайствует также о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.

ООО “Вавилон“ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Представитель МИФНС N 10 по Владимирской области в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 03.09.2009 единственный участник общества с ограниченной ответственностью “Куба Хоус“ Иванова Н.В., единственный участник общества с ограниченной ответственностью “ВЕЛЛИСТОН“ Першин А.Б. и единственный участник общества с ограниченной ответственностью “Навигатор“ Лялин А.В. приняли решения о реорганизации указанных юридических лиц путем слияния, создании нового общества - ООО “Вавилон“.

ООО “Вавилон“ обратилось в МИФНС N 10 по Владимирской области с заявлением от 27.08.2009 (форма N Р 12001) о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.

03.09.2009 МИФНС N 10 по Владимирской области приняла решение N 1500 о государственной регистрации внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 1093340004207.

04.09.2009 регистрирующий орган
принял решение о передаче регистрационного дела в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ регистрирующий орган направил регистрационное дело ООО “Вавилон“ МИФНС N 17 по Иркутской области.

При проведении мероприятий налогового контроля заявитель выехал по адресу места нахождения Общества, заявленному в учредительных документах и провел опрос владельца помещения, в результате которого установил, что по указанному Обществом адресу расположен четырехэтажный кирпичный жилой дом с административными помещениями. Какие-либо договоры аренды помещений Общество не заключало, согласие на предоставление Обществу адреса не давалось, оплату за помещение Общество не производило.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения МИФНС N 17 по Иркутской области в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение регистрирующего органа и совершенные им действия по государственной регистрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Выслушав представителя регистрирующего органа, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно статье 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта.

Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества.

В случае принятия общим собранием
участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии.

Единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества.

При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с
ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ предпринимателей“ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган представляются в том числе: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт; е) документ об уплате государственной пошлины.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы
представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно: непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ. Данный перечень оснований является исчерпывающим.

В рассматриваемом случае Арбитражный суд Владимирской области установил, что ООО “Вавилон“ представило в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации документы юридического лица.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку и давать оценку представленных для регистрации документов, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО “Вавилон“ путем реорганизации в форме слияния.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.

Суд первой инстанции правильно указал, что у МИФНС N 10 по Владимирской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.

В силу части 2
статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые решения и действия совершены уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Арбитражный суд Владимирской области всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.

Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по приведенным в ней
доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2010 по делу N А11-15647/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

Ю.В.ПРОТАСОВ

В.Н.УРЛЕКОВ