Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2010 N 83-Г09-19 В силу закона член избирательной комиссии с правом решающего голоса подлежит освобождению от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, назначившего его, в случае подачи заявления о сложении своих полномочий. А значит, учитывая сложившуюся в участковой избирательной комиссии конфликтную ситуацию, муниципальная избирательная комиссия была вправе принять решение как о прекращении полномочий членов участковой комиссии, так и об освобождении от должности ее председателя.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. N 83-Г09-19

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Брянского районного Совета народных депутатов, региональных отделений политических партий “Справедливая Россия“, ЛДПР и КПРФ на решение Брянского областного суда от 16 ноября 2009 года, которым им отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Брянской области от 6 ноября 2009 года N 968/107 и N 969/107.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационной жалобы представителя Избирательной
комиссии Брянской области К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Брянского районного Совета народных депутатов от 25 августа 2009 года N 3-42-1 выборы главы Брянского муниципального района Брянской области были назначены на 22 ноября 2009 года.

Постановлением Избирательной комиссии Брянской области N 968/107 от 6 ноября 2009 года признано незаконным бездействие избирательной комиссии Брянского муниципального района по выводу из состава участковой избирательной комиссии N 33 членов комиссии В., В.З., Ч., М. и В.Т., в связи с чем отменено постановление избирательной комиссии Брянского муниципального района от 3 ноября 2009 года N 1/24 “Об отказе в удовлетворении отзыва из состава участковой избирательной комиссии N 33 пяти членов комиссии с правом решающего голоса, подавших коллективное обращение“. На основании поданного заявления указанные лица выведены из состава участковой избирательной комиссии N 33 с прекращением полномочий членов этой комиссии.

Тем же постановлением областной избирательной комиссии признано незаконным освобождение от должности председателя участковой избирательной комиссии N 33 Б. и назначение председателем В.Г., в связи с чем отменено постановление избирательной комиссии Брянского муниципального района N 1.1/24 от 3 ноября 2009 года “О назначении председателя участковой избирательной комиссии N 33“.

Политическим партиям, по предложениям которых формировалась участковая избирательная комиссия N 33, было предложено представить в Избирательную комиссию Брянской области другие кандидатуры не позднее чем через 7 дней со дня прекращения полномочий членов данной комиссии. Разъяснено, что в случае, если региональные (местные) отделения политических партий не предоставят вышеуказанные кандидатуры, то вакантные места будут замещены другими кандидатами.

Постановлением
Избирательной комиссии Брянской области от 6 ноября 2009 года N 969/107 назначены членами Толмачевской участковой избирательной комиссии N 33 с правом решающего голоса А., выдвинутый областным общественным фондом “Брянский край против наркотиков“, и М.Л., выдвинутая общественной организацией “Брянская региональная Федерация спортивного пейнтбола“.

Брянский районный Совет народных депутатов, региональные отделения вышеназванных политических партий обратились в Брянский областной суд с заявлением о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Брянской области от 6 ноября 2009 года N 968/107 и N 969/107, ссылаясь на превышение избирательной комиссией своей компетенции, допущенные ею нарушения избирательного законодательства, основополагающих принципов формирования участковых избирательных комиссий, повлекшие ущемление прав органов местного самоуправления, политических партий и граждан на формирование участковых избирательных комиссий, их участие в работе комиссий.

Решением Брянского областного суда от 16 ноября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе заявители просят об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда неправильным и подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательной комиссией, организующей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательная комиссия муниципального образования.

Согласно статье 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ участковые комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

Формирование участковой комиссии осуществляется
вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Как следует из материалов дела, решениями избирательной комиссии Брянского муниципального района от 26 октября 2009 года N 33/22 и 1.33/22 была сформирована Толмачевская участковая избирательная комиссия N 33 в составе семи членов с правом решающего голоса. Председателем комиссии назначена Б.

29 октября 2009 года члены участковой комиссии Волкова Г.В., В.З., Ч., М. и В.Т. обратились в муниципальную избирательную комиссию с заявлением о согласии работать в составе участковой комиссии при условии переназначения ее председателя. В противном случае просили вывести их из состава комиссии. В заявлении от 3 ноября 2009 года они же просили о переизбрании председателя комиссии.

Постановлениями избирательной комиссии Брянского муниципального района от 3 ноября 2009 года N 1/24 и 1.1/24 в удовлетворении отзыва из состава участковой комиссии отказано. Назначение председателем комиссии Б. отменено, председателем комиссии назначена В.Г.

По жалобе Б. Избирательной комиссией Брянской области 6 ноября 2009 года были приняты оспариваемые постановления, которые заявители и просили признать незаконными.

Отказывая в удовлетворении таких требований, суд исходил из того, что поскольку заявление о выходе из состава участковой комиссии В.Г., В.З., Ч., М. и В.Т. не было отозвано, избирательная комиссия Брянского муниципального района была обязана прекратить их полномочия. Учитывая, что областная избирательная комиссия была вправе принять по жалобе Б. решение по существу,
суд посчитал принятые ею постановления соответствующими закону.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 7 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ участковые избирательные комиссии формируются, а их председатели назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией.

При этом в силу подпункта а) пункта 6 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.

Из чего следует, что в сложившейся в Толмачевской участковой избирательной комиссии N 33 конфликтной ситуации избирательная комиссия Брянского муниципального района была вправе принять решение как о прекращении полномочий членов участковой комиссии, так и об освобождении от должности ее председателя.

Постановлением избирательной комиссии Брянского муниципального района от 3 ноября 2009 года N 1/24 в удовлетворении отзыва из состава участковой комиссии В.Г., В.З., Ч., М. и В.Т. отказано. Поэтому ни у областной избирательной комиссии, ни впоследствии у суда не было оснований считать, что избирательной комиссией Брянского муниципального района было допущено незаконное бездействие.

К тому же судом не учтено, что указанное постановление избирательной комиссии Брянского муниципального района лицами, в отношении которых оно принято, не обжаловано. А оспариваемое постановление областной избирательной комиссии о прекращении полномочий членов участковой комиссии В.Г., В.З., Ч., М. и В.Т. принято вопреки их волеизъявлению и по жалобе лица, чьи права
и законные интересы решением муниципальной избирательной комиссии об их членстве в участковой комиссии не затрагиваются.

Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрен единственный случай, когда состав или часть состава Толмачевской участковой избирательной комиссии N 33 могла быть назначена Избирательной комиссией Брянской области: если в Брянском муниципальном районе отсутствует избирательная комиссия данного муниципального образования, либо если избирательная комиссия Брянского муниципального района не назначит в установленные законом сроки состав или часть состава участковой комиссии.

При таких обстоятельствах, когда участковая избирательная комиссия N 33 по выборам главы Брянского муниципального района была сформирована в установленном законом порядке Избирательная комиссия Брянской области в нарушение компетенции избирательной комиссии Брянского муниципального района, избирательного законодательства приняла решение о прекращении полномочий части состава участковой комиссии и формировании ее новой части.

Как усматривается из оспариваемого постановления областной избирательной комиссии N 968/107 от 6 ноября 2009 года, незаконность освобождения Б. от должности председателя участковой комиссии и назначения на эту должность В.Г. обусловлена лишь прекращением полномочий члена участковой комиссии В.Г. Иных мотивов названное постановление не содержит, в связи с чем оно подлежало признанию незаконным и в этой части.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 - 363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

определила:

решение Брянского областного суда от 16 ноября 2009 года отменить, вынести по делу новое решение, которым заявление Брянского районного Совета народных депутатов, региональных отделений политических партий “Справедливая Россия“, ЛДПР и КПРФ удовлетворить, постановления Избирательной комиссии Брянской области от 6 ноября 2009 года N 968/107 и N 969/107 признать
незаконными и отменить.