Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А79-14525/2009 По делу об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. по делу N А79-14525/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2010.

Полный текст постановления изготовлен 14.05.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Урлекова В.Н.,

судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.02.2010 по делу N А79-14525/2009, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению государственного унитарного предприятия Чувашской Республики “Чувашавтотранс“ Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики об уменьшении размера исполнительского сбора.

В судебном заседании приняли участие представители:

от государственного унитарного предприятия
Чувашской республики “Чувашавтотранс“ Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 21962);

от Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 21963, 21963);

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 21961).

Первый арбитражный апелляционный суд

установил:

государственное унитарное предприятие Чувашской Республики “Чувашавтотранс“ Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - ГУП “Чувашавтотранс“, предприятие, должник) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об уменьшении на одну четверть размера исполнительского сбора (43 359 руб. 19 коп.), взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 19.11.2009 по исполнительному производству N 21/2/33412/0/2009.

В обоснование заявленного требования ГУП “Чувашавтотранс“ ссылается на части 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон). Считает взыскание 7% от суммы задолженности несоразмерным и просит уменьшить на одну четверть размер исполнительского сбора с учетом имущественного положения должника и степени его вины в неисполнении в срок требования исполнительного документа.

Должник также указал на социальную значимость предприятия, оказывающего платные и льготные транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа по городским, пригородным, междугородним сообщениям.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике с заявлением не согласилось, указав на неисполнение должником без уважительных причин требования исполнительного документа
в срок, установленный для его добровольного исполнения.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.02.2010 требование ГУП “Чувашавтотранс“ удовлетворено, размер исполнительского сбора по исполнительному производству снижен до 5,25 процентов, что составило 32 519 руб. 39 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда об удовлетворении заявления ГУП “Чувашавтотранс“ о снижении размера исполнительского сбора, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя апелляционной жалобы, предприятие в установленный для добровольного исполнения срок требование исполнительного документа не исполнило, доказательств невозможности его исполнения судебному приставу-исполнителю не представило.

ГУП “Чувашавтотранс“ в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 27.08.2009 N 000670315, выданного Арбитражным судом Чувашской Республики о взыскании с ГУП “Чувашавтотранс“ в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары задолженности в размере 619 417 руб. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 23.09.2009 о возбуждении исполнительного производства N 21/2/33412/0/2009. Указанным постановлением определен пятидневный срок для добровольного исполнения содержащегося в нем требования.

При этом разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом “Об исполнительном производстве“ в случае неисполнения требования исполнительного документа в добровольном порядке без уважительных причин с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы задолженности по исполнительному документу.

Копия постановления получена обществом 05.10.2009.

Поскольку в установленный в постановлении
срок для его добровольного исполнения сумма задолженности ГУП “Чувашавтотранс“ перед Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары осталась непогашенной, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 19.11.2009 о взыскании с ГУП “Чувашавтотранс“ исполнительского сбора в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы, что составило 43 359 руб. 19 коп.

Полагая взыскание исполнительского сбора в максимальном размере необоснованным, ГУП “Чувашавтотранс“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении его размера на одну четверть.

Суд первой инстанции с учетом степени вины должника и уважительности причин неисполнения в срок требования исполнительного документа, счел возможным снизить размер исполнительского сбора до 5,25 процентов, что составило 32 519 руб. 39 коп.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы.

Согласно пункту 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Из пункта 4 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что данный вид
ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у заявителя уважительных причин, по которым требование исполнительного документа не могло быть добровольно исполнено в пятидневный срок.

ГУП “Чувашавтотранс“ является государственным унитарным предприятием, включенным в перечень экономически или социально-значимых организаций Чувашской Республики на 2009 год, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2008 N 350-р, основным видом деятельности которого является деятельность в целях решения социальных задач - оказание платных и льготных транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа по городским, пригородным, междугородним маршрутам, предоставление пассажирских услуг гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, а также студентам и учащимся по льготным ценам.

Тяжелое финансовое положение заявителя подтверждено представленными и исследованными в судебном заседании: бухгалтерским балансом предприятия за 9 месяцев 2009 г. (л. д. 17 - 18), налоговой декларацией по налогу на прибыль за тот же период с непокрытым убытком в 5308909 руб. (л. д. 9), отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2009 года, согласно которому предприятие понесло убытки от продаж (реализации своих услуг) по регулируемым тарифам в размере
62447 тыс. руб. (л. д. 14), справками коммерческих банков, в которых открыты счета предприятия, об отсутствии денежных средств или имеющейся задолженности (л. д. 64 - 88).

На праве хозяйственного ведения ГУП “Чувашавтотранс“ владеет и пользуется недвижимым имуществом, транспортными средствами, но их реализация невозможна без согласия собственника - Чувашской Республики. Кроме того, реализация транспортных средств могла бы повлечь за собой негативные последствия как для самого предприятия, оказывающего социально-значимые услуги, так и для населения республики в целом.

При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики с учетом характера совершенного ГУП “Чувашавтотранс“ правонарушения, его имущественного положения, степени вины последнего в несвоевременном исполнении требования исполнительного документа обоснованно посчитал наложенное на предприятие судебным приставом-исполнителем денежное взыскание неоправданно суровым и правомерно снизил размер подлежащего взысканию исполнительского сбора до 32 519 руб. 39 коп.

Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.02.2010 по делу N А79-14525/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных
приставов по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.УРЛЕКОВ

Судьи

Т.А.ЗАХАРОВА

Е.А.РУБИС