Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2010 N 74-Г09-30 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10.11.2009, которым было удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и частично недействующим Положения, утв. постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 30.07.2009 N 310.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2010 г. N 74-Г09-30

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2009 г., которым постановлено:

признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 1, абзацы 2 и 3 пункта 2, абзац 2 пункта 3, пункты 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункты 1 и 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным
районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. N 310 “О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1, абзацев 2 и 3 пункта 2, абзаца 2 пункта 3, пунктов 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пунктов 1 и 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. N 310 “О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год“, и указал, что оспариваемый акт противоречит части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, а также части 2 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-3 N 457-Ш “О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)“
и снижает уровень государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2009 г. заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя вышеуказанное заявление, суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренных законом оснований.

Вывод суда мотивирован тем, что установленный оспариваемым актом порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, противоречит федеральному и республиканскому законодательству, имеющему большую юридическую силу, и снижает уровень государственных гарантий на обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. N 310 утверждены Положение о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год (далее Положение) и Положение о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) далее Положение о комиссии), опубликованные в изданиях “Якутские ведомости“, N 46, 05.08.2009 г., “Сокуоннар. Уураахтар. ДьаЬаллар.“, N 91 - 92, 26.09.2009 г.

Пунктом 1 Положения определен порядок
предоставления жилищных субсидий и условия приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам в возрасте от 18 до 23, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет субсидии федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Из содержания абзацев 2 и 3 пункта 2, абзаца 2 пункта 3 Положения следует, что жилищные субсидии предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на регистрационном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства. Жилищные субсидии предоставляются в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях всех типов профессионального образования, под опекой (попечительством), в приемных семьях, службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Расчет жилищной субсидии производится исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по Республике Саха (Якутия), определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения решение о предоставлении и размере жилищных субсидий конкретным лицам принимается Межведомственной комиссией по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по представлению муниципальных образований.

Пунктами 5, 7 и 8 Положения предусмотрен механизм предоставления жилищных субсидий в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому Министерством образования Республики Саха (Якутия) издается приказ об утверждении списка граждан-получателей жилищной субсидии на соответствующий финансовый год. Тем же органом совместно с органами опеки и попечительства органов местного самоуправления проводится работа по подбору
жилых помещений и граждан-продавцов для заключения договоров купли-продажи. Перечисление субсидий из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на приобретение жилых помещений осуществляется в форме оплаты приобретения жилых помещений за счет выделенных жилищных субсидий на лицевые счета граждан-продавцов жилых помещений.

Для обеспечения детей-сирот жильем межведомственная комиссия распределяет субсидии по муниципальным районам, городским округам.

Порядок организации и работы указанной комиссии утверждены пунктами 1 и 5 Положения о комиссии.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ф.И.О. осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с
последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в
Республике Саха (Якутия) принят Закон от 31 марта 2005 г. 225-3 N 457-111 “О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)“ с последующими изменениями), предусматривающий предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социальной защиты и других аналогичных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности, семейных детских домах, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 2).

Статьей 6 того же Закона республики установлен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с которым предоставление жилья осуществляется вне очереди по договорам социального найма.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами и нормами Республики Саха (Якутия), имеющими большую юридическую силу, приводит к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование противоречит действующему законодательству и снижает уровень государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части
со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нельзя согласиться с доводами Правительства Республики Саха (Якутия) о том, что при принятии оспариваемого акта субъект Российской Федерации воспользовался своим правом на установление дополнительных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно статье 80.1 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти и полномочиями по принятию законов не обладает. Кроме того, Законом Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. 225-3 N 457-111 предусмотрено при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот в лице их законных представителей предоставление целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилых помещений за счет средств государственного бюджета республики.

Иные доводы Правительства Республики Саха (Якутия), изложенные в его кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, были отвергнуты как несостоятельные. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия не имеет.

В силу изложенного, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без
удовлетворения.