Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А38-6245/2009 По делу о признании недействительным решения государственного органа о государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. по делу N А38-6245/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.02.2010

по делу N А38-6245/2009,

принятое судьей Вопиловским Ю.А.

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 29.06.2009 N 2207,

без участия лиц, и

установил:

Инспекция Федеральной налоговой
службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее - регистрирующий орган) от 29.06.2009 N 2207 о государственной регистрации изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью “Комфорт 2004“ (далее - ООО “Комфорт 2004“, Общество), содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью “Комфорт 2004“.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебное заседание представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, общества с ограниченной ответственностью “Комфорт 2004“ не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Инспекция ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу,
что ООО “Комфорт 2004“ зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.09.2004 за основным государственным регистрационным номером 1045605467401.

19.06.2009 единственный участник Общества Вараксин Ю.М. принял решение о внесении изменений в устав юридического лица и их утверждении.

Согласно изменениям, внесенным данным решением в устав, место нахождения юридического лица определено: 460003, г. Оренбург, пер. Станочный, д. 7.

23.06.2009 Вараксин Ю.М. как руководитель постоянно действующего исполнительного органа подписал заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица: сведений о месте нахождения.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ООО “Комфорт 2004“ представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле следующие документы:

заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (форма N Р13001), в котором указаны сведения о месте нахождения Общества - Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Станочный, д. 7;

изменения в Устав ООО “Комфорт 2004“;

решение единственного участника ООО “Комфорт 2004“ от 19.06.2009;

документ об уплате государственной пошлины,

что подтверждается распиской от 23.06.2009 N 2207.

На основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 29.06.2009 N 2207 произведена государственная регистрация изменений в сведения об ООО “Комфорт 2004“, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

30.06.2009 регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ сведения о передаче регистрационного дела юридического лица в электронном виде в другой регистрирующий орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга.

Не согласившись с решением регистрирующего органа, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству
и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной
регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (статья 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений в
сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).

В силу статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных Законом (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно: непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ. Данный перечень оснований является исчерпывающим.

Суд первой инстанции правильно подчеркнул, что регистрирующему органу не предоставлено право проводить проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизу представленных документов. Указание недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица
не может расцениваться как непредставление заявления на государственную регистрацию юридического лица и являться основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Материалы дела свидетельствуют и судом установлено, что в надлежащий регистрирующий орган было представлено заявление по форме N Р13001, подписанное директором ООО “Комфорт 2004“, подпись которого засвидетельствована нотариально, а также полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ. В заявлении о государственной регистрации подтверждалось, что указанные в нем сведения являются достоверными.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.

В качестве последствия грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.

Несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения Общества не может рассматриваться в качестве основания для признания государственной регистрации недействительной, поскольку это обстоятельство является устранимым.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Арбитражный суд Республики Марий Эл всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.

Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.02.2010 по делу N А38-6245/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

Ю.В.ПРОТАСОВ

В.Н.УРЛЕКОВ