Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13.01.2010 N 360-П09ПР Приговор по уголовному делу о разбое, убийстве изменен, осужденному снижено назначенное наказание в связи с наличием смягчающего обстоятельства и по совокупности преступлений.



ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. N 360-П09ПР

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Серкова П.П.,

членов Президиума - Давыдова В.А., Кузнецова В.В., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Свиридова Ю.А., Соловьева В.Н., Хомчика В.В. -

рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Кировского областного суда от 10 июля 2009 г., по которому

В., <...>, несудимый,

осужден: по п. “в“ ч. 4 ст. 162 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ
по совокупности преступлений окончательно назначено наказание в виде 18 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

По делу также осужден К., надзорное производство в отношении которого не возбуждено.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2009 г. приговор в отношении В. оставлен без изменения.

В надзорном представлении ставится вопрос о пересмотре судебных решений.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Морозова Е.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Фридинского С.Н., поддержавшего внесенное надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

В. признан виновным в разбое, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в помещение, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, и в убийстве, сопряженном с разбоем.

Преступления совершены при следующих обстоятельствах.

8 января 2009 г., вечером, при распитии спиртного В. и К. договорились совершить кражу продуктов питания и другого имущества из муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) “Детский сад N 20“, расположенного по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 85.

9 января 2009 г., в период с 1 до 4 часов, В., вооружившись ножом, о чем К. не был осведомлен, и взяв монтировку для проникновения в помещение, вместе с К. пришли к указанному детскому саду. В. монтировкой взломал первую дверь пожарного выхода, руками - вторую дверь этого же выхода, и вместе с К. проникли в помещение детского сада. Когда В. и К. спустились на первый этаж в поисках продуктов питания и иного
имущества, их обнаружила сторож П. В., выходя за рамки достигнутой с К. договоренности, напал на П. и с целью убийства нанес ей не менее 14 ударов в область груди, живота и верхних конечностей, отчего потерпевшая скончалась на месте происшествия. После этого В. обыскал карманы одежды и сумку П., кухню детского сада и похитил продукты питания и другое имущество на общую сумму 1667 руб. 84 копейки. Разделив похищенное, осужденные с места происшествия скрылись.

Смерть П. наступила в результате множественных проникающих слепых колото-резаных ранений груди и живота с повреждением внутренних органов, осложнившихся обильной кровопотерей.

В надзорном представлении ставится вопрос о смягчении В. наказания, назначенного по п. “в“ ч. 4 ст. 162 УК РФ с применением положений закона, указанных в ч. 1 ст. 62 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ).

Рассмотрев уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит судебные решения подлежащими изменению на основании ч. 1 ст. 409, п. 3 ч. 1 ст. 379, п. 1 ст. 382 УПК РФ ввиду неправильного применения уголовного закона.

При назначении осужденному наказания суд признал смягчающим обстоятельством активное способствование раскрытию преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание В., судом не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ), при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами “и“ и (или) “к“ ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей
статьей Особенной части Уголовного кодекса.

Вопреки данному закону, суд назначил В. наказание в виде 11 лет лишения свободы за преступление, предусмотренное п. “в“ ч. 4 ст. 162 УК РФ, хотя оно не должно превышать 10 лет лишения свободы, поскольку санкция закона предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

При таких обстоятельствах наказание, назначенное В. за разбойное нападение, подлежит смягчению с учетом требований ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. удовлетворить.

2. Приговор Кировского областного суда от 10 июля 2009 г. и кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2009 г. в отношении В. изменить, смягчить ему наказание, назначенное по п. “в“ ч. 4 ст. 162 УК РФ, до 10 лет лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. “з“ ч. 2 ст. 105, п. “в“ ч. 4 ст. 162 УК РФ, назначить В. 17 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном судебные решения о нем оставить без изменения.