Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А58-1811/2010 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании незаконным бездействия в решении вопроса по предоставлению в собственность за плату земельного участка, поскольку ответчиком спорный вопрос в установленный срок не рассмотрен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2010 г. N А58-1811/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 9 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Феникс“ Ф.И.О. Воробцовой Е.С. (доверенность от 19.07.2010), Шафранской О.И. (доверенность от 01.12.2010), Шафранской О.И. (доверенность от 01.1.2.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 года делу N А58-1811/2010 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г.,
Желтоухов Е.В., Стрелков А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Феникс“ (далее - ООО “Феникс“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия (далее - Управление, Росприроднадзор) о признании незаконным решения Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Якутнедра от 11.02.2010 в части досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР с целью геологического изучения и добычи золота на участках недр в бассейне р. Сутам, пр. Сутам и Сэгангра и о признании недействительным приказа Якутнедра от 17.02.2010 N 30 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР с целью геологического изучения и добычи золота на участках недр в бассейне р. Сутам, пр. Сутам и Сэгангра в Нерюнгринском районе.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 года решение суда от 14 мая 2010 года отменено. Принят новый судебный акт. Решение Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении пользования участками недр на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), оформленное протоколом от 11 февраля 2010 года N 42, в части рекомендации прекратить право пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР с целью геологического изучения и добычи золота на участках недр в бассейне р. Сутам, пр. Сутам и Сэгангра, предоставленной обществу с ограниченной ответственностью “Феникс“ и приказ Управления
по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 17 февраля 2010 года N 30 “О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР“ признаны недействительными как несоответствующие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон о недрах).

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом статей 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Представители арбитражного управляющего общества считают постановление суда апелляционной инстанции законным. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 16301), однако своего представителя в судебное заседание не направило.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 17 по 24 декабря 2008 года должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена плановая комплексная контрольная проверка выполнения обществом лицензионных соглашений к одиннадцати лицензиям, включая лицензию N ЯКУ 02546 БР, по результатам которой составлен акт проверки от 24.12.2008 N 40-ВД и выдано предписание от 15.01.2009 N 40-ВД, которым
предписано в срок до 1 марта 2009 года подготовить и согласовать в установленном порядке проект на отработку месторождения.

09.04.2009 должностным лицом Управления проведена внеплановая камеральная проверка по вопросу выполнения обществом предписания от 15.01.2009 N 40-ВД.

При проверке выполнения обществом данного предписания составлен акт от 09.04.2009 N 40-ВД, в котором отражен факт неисполнения предписания.

Уведомлением от 30.06.2009 N 01-03/21-1745 Управление предупредило общество о необходимости устранения допущенных нарушений условий пользования недрами в течение трех месяцев, а также о том, что в противном случае будет рассмотрен вопрос о прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР. Данное уведомление получено обществом 01.07.2009.

Уведомлением от 15.12.2009 N 01-03/21-3185 обществу предложено представить информацию об устранении нарушений, отмеченных в уведомлении от 30.06.2009 N 01-02/21-1745.

Решением Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Саха (Якутия) от 11.02.2020 уведомление Якутнедра от 30.06.2009 N 01-03/21-1745 признано неисполненным.

Приказом Якутнедра от 17.02.2010 N 30 прекращено право пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР в соответствии с пунктами 2, 5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не приступило в течение установленного в лицензии срока к использованию недрами в предусмотренных объемах и им нарушены существенные условия лицензии ЯКУ 02546 БР, а именно пункт 6.1 лицензионного соглашения, в связи с чем у Якутнедра имелись основания, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1
“О недрах“, для прекращения права пользования недрами по указанной лицензии.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности материалами дела несоответствия решения Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Якутнедра от 11.02.2010 в части досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02546 БР с целью геологического изучения и добычи золота на участках недр в бассейне р. Сутам, пр. Сутам и Сэгангра и приказа Якутнедра от 17.02.2010 о прекращении действия лицензии Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, и нарушения им прав и законных интересов ООО Феникс“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а
также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона и разделе 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.

В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к
пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах; 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

Согласно статье 21 Закона в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 указанного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Как установлено судом, правовым основанием для прекращения действия лицензии N ЯКУ 02546 БР на право пользования недрами явился пункт 2 части 2 статьи 20 Закона, предусматривающий прекращение права пользования недрами при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии.

В качестве нарушений пользователем недр условий лицензии, с наступлением которых прекращается право пользования недрами, административным органом признаны невыполнение обществом условий лицензионного соглашения: проект на отработку месторождения не выполнен и не согласован в установленном порядке, то есть в уведомлении управления от 30.06.2009 указано только на невыполнение обществом пункта 6.1 лицензионного соглашения.

В силу пункта 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 N 3314-1, в случаях, предусмотренных в подпунктах 15.2(2), 15.2(3), 15.2(5) пункта 15, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.

О нарушении пункта 5 статьи 20 Закона о недрах, которое является
специальным (самостоятельным) основанием прекращения права пользования недрами в уведомлении Якутнедра не указано. Обществу не предложено в течение 3-х месяцев приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах, т.е. выполнить условия пунктов 4.2, 5.1, 7.1.1 лицензионного соглашения.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что управлением не соблюден порядок, установленный частью 4 статьи 21 Закона о недрах, поскольку уведомление с указанием конкретного допущенного нарушения в адрес общества не направлялось.

Также правильным является и вывод суда о том, что предписание управления Росприроднадзора от 15.01.2009 N 40-ВД, в котором указано на неисполнение обществом пунктов 4.2, 5.1 лицензионного соглашения не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о недрах письменное уведомление должно исходить от органа, выдавшего лицензию, т.е. - от Якутнедра.

Таким образом, судом правильно установлено, что Управление, не направляя в адрес недропользователя уведомление о допущенных им нарушениях, содержащее предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Закона, лишило общество возможности принять какие-либо меры по их устранению и соблюдению сроков, установленных уведомлением.

Кроме того, приведенные положения статей 20, 21 Закона о недрах предусматривают основания для прекращения права пользования недрами и порядок досрочного прекращения права пользования недрами, но не содержат оснований для принятия решения о прекращении лицензии.

Обоснованно судом апелляционной инстанции не принят во внимание и довод управления о том, что пункт 6.1 лицензионного соглашения необходимо рассматривать во взаимосвязи с пунктом 4.2 этого же соглашения, поскольку в уведомлении от 30.06.2009 на нарушение пункта 4.2 лицензионного соглашения не указано, а поэтому судом сделан правомерный
вывод о том, что Якутнедра не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих нарушение обществом, именно, существенных условий лицензии.

Учитывая названное и принимая во внимание установленное судом нарушение административным органом предусмотренного Законом порядка досрочного прекращения права пользования недрами, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемые решение и приказ не соответствующими Закону о недрах и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы суда, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как несостоятельные в правовом отношении и направленные на переоценку установленных судом на основании исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактических обстоятельств дела. У суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда.

Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 года по делу N А58-1811/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 по делу N А58-1811/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

А.И.ЧУПРОВ

М.М.ШЕЛЕМИНА