Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2010 по делу N А33-2634/2010 Суд правомерно удовлетворил требование о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка и обязании принять решение о предоставлении этого земельного участка, поскольку ответчик является исполнительным органом в отношении земель, находящихся в собственности РФ, а заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. N А33-2634/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Чупрова А.И.,

судей: Гуменюк Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Тюкавкина В.В. (доверенность от 25.02.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июня 2010 года по делу N А33-2634/2010 (суд первой инстанции: Альтергот М.А.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Ф.И.О.
(индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ТУ Росимущества, управление), выраженного в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю в собственность земельного участка общей площадью 6409 кв.м с кадастровым номером 24:50:0100234:0131, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, сооружение 65 (земельный участок) и об обязании принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность индивидуального предпринимателя, а также подготовить и направить в адрес индивидуального предпринимателя три экземпляра проекта договора купли-продажи.

Дело рассмотрено с участием соответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 18 июня 2010 года, заявленные требования удовлетворены частично, бездействие ТУ Росимущества признано незаконным с возложением на управление обязанности принять решение о предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя земельного участка.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит об отмене судебного акта и об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву неправильного применения судом норм материального права.

По мнению управления, выводы суда о том, что ТУ Росимущества является уполномоченным органом по рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя о выкупе земельного участка и принятию решения о предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя находящегося в федеральной собственности спорного земельного участка являются неверными, таким уполномоченным органом является Росимущество; не являются обоснованными выводы суда о наличии со стороны ТУ Росимущества оспариваемого бездействия, поскольку обязанность по направлению
заявления индивидуального предпринимателя в Росимущество для его рассмотрения по существу управлением исполнена; вывод суда об отсутствии полномочий Росимущества по предоставлению в собственность недвижимого имущества, расположенного на территории Красноярского края, не соответствует утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Положение о Росимуществе); обжалуемый судебный акт содержит противоположные выводы о полномочиях двух органов государственной власти - Росимущества и ТУ Росимущества в части определения их компетенции по предоставлению в собственность недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного на территории Красноярского края.

В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В. просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт - без изменения.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Росимущество и управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 16869, 16870), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В. является собственником недвижимого имущества - нежилого сооружения N 65 общей площадью 6409,20 кв.м, расположенного на спорном земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель 03.09.2009 обратилась в ТУ Росимущества с заявлением о приобретении данного земельного участка в
порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

Письмом от 02.10.2009 управление уведомило индивидуального предпринимателя о необходимости предоставить информацию о расположенных на испрашиваемом земельном участке зданиях, строениях, сооружениях с приложением кадастровых паспортов объектов недвижимости.

12.11.2009 индивидуальный предприниматель направила в адрес ТУ Росимущества письмо Красноярского отделения филиала ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Красноярскому краю от 22.10.2009 N 038-07/9268 об отсутствии иных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке.

Полагая, что устранены все препятствия для рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка, а управлением не исполнена установленная законом обязанность по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Принимая решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия у индивидуального предпринимателя права на выкуп испрашиваемого земельного участка, а также наличия полномочий управления на рассмотрение по существу заявления Крухмалевой Т.В., принятие решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и заключение договора купли-продажи. В этой связи суд отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя, заявленных к Росимуществу.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, исходя из доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами суда в силу следующего.

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой указанные лица имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков (абзац 2 пункта 1); для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество.

Согласно Положению о Росимуществе указанный
исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).

Правильно применяя постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд обоснованно отклонил доводы управления о том, что оно не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя по существу и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.

В этой связи суд кассационной инстанции отклоняет доводы управления и признает выводы суда основанными на обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, поскольку внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав индивидуального предпринимателя.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июня 2010 года по делу N А33-2634/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧУПРОВ

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Н.М.ЮДИНА