Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2010 по делу N А33-15677/2009 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по факту неоприходования в кассу денежной наличности и неприменения кассовой книги учета поступлений и выдачи денежной наличности удовлетворено правомерно, поскольку индивидуальные предприниматели не обязаны вести кассовую книгу и составлять приходные и расходные кассовые ордеры.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. N А33-15677/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Косачевой О.И., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело N А33-15677/2009, по которому вынесено решение Арбитражным судом Красноярского края от 16 октября 2009 года и постановление Третьим арбитражным апелляционным судом от 9 декабря 2009 года (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Ф.И.О. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому
краю (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.08.2009 N 684.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2009 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Постановление от 11.08.2009 N 684 признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N ВАС-2182/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дело направлено в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа для проверки правильности применения норм права в порядке кассационного производства.

Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2010 года дело было назначено к судебному разбирательству на 10 часов 00 минут 03.06.2010.

Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2010 года производство по делу было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что аналогичное по обстоятельствам дело N А57-11519/2009 находилось на рассмотрении в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу, отпали, суд кассационной инстанции рассматривает дело по существу заявленных доводов налоговой инспекции в заявлении о пересмотре в порядке надзора.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Кассационная
жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, предприниматель зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245007300013, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, по розничной продаже товаров.

В период с 27.07.2009 по 29.07.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю на основании поручения N 360 от 21.07.2009 проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт, полноты оприходования наличной денежной выручки и порядка ведения кассовых операций в отношении предпринимателя.

По результатам проверки составлены акт проверки N 98 от 31.07.2009, протокол об административном правонарушении N 582 от 31.07.2009, которыми установлен факт нарушения предпринимателем требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ России 22.09.1993 N 40, а именно: предпринимателем не применялась кассовая книга учета поступлений и выдачи наличных денег, за период с 31.05.2009 по 20.07.2009 установлено неоприходование в кассу наличных денежных средств в сумме 89 920 рублей 10 копеек.

Постановлением от 11.08.2009 N 684 предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей
15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа, в сумме 4 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением налоговой инспекции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании его незаконным и отмене.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных предпринимателем требований, исходил из того, что действия (бездействие) предпринимателя не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на предпринимателя не распространяются требования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 N 40.

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.

В соответствии с положениями статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).

Исходя из пункта 1 Положения, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 определено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Пунктом 1 указанного Порядка в число предприятий включены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 12 названного Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“ утверждены унифицированные формы первичной документации учета кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно положениям пункта 2 данного постановления указанная первичная документация должна вестись юридическими лицами всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

На основании изложенного судами сделан правильный вывод о том, что перечисленными актами в обязанность индивидуальных предпринимателей не вменяется
ведение кассовой книги и составление приходных и расходных кассовых ордеров.

В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, по каждой контрольно-кассовой машине заводится журнал кассира-операциониста.

Судом установлено, что предприниматель производила прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражала эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ и указанным постановлением Госкомстата журнал кассира-операциониста (КМ-4) применяется для учета операций, касающихся оприходования и расхода наличных денег.

Принимая во внимание изложенное, судами правильно сделан вывод о том, что действия предпринимателя не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2009 года по делу N А33-15677/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2009 года по тому же делу оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

Н.М.ЮДИНА