Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 по делу N А19-25794/09 Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций удовлетворены правомерно, поскольку несвоевременное оприходование выручки не образует объективной стороны данного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. N А19-25794/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Косачевой О.И., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области Ф.И.О. (доверенность N 08-02.1/5 от 11.01.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года по делу N А19-25794/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Титов В.М.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О.,
Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения “Городская больница N 5“ г. Братска Иркутской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 1270 от 21.10.2009 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года заявленные учреждением требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, внесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах не в день их поступления является неоприходованием денежных средств в кассу и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель налоговой инспекции подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм
материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией на основании распоряжения проведена проверка исполнения учреждением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) в части полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью за период с 07.08.2009 по 04.09.2009.

По результатам проверки составлен акт от 28.09.2009 о несвоевременном оприходовании в кассу денежной наличности, что является нарушением статьи 5 Закона N 54-ФЗ, пунктов 22 и 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, и протокол об административном правонарушении N 368ю от 13.10.2009, в соответствии с которым действия учреждения квалифицированы по статье 15.1 КоАП РФ как несвоевременное оприходование в кассу денежной наличности.

По результатам рассмотрения материалов проверки 21.10.2009 налоговой инспекцией вынесено постановление N 1270 о привлечении учреждения к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 40 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением налоговой инспекции, учреждение обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требования учреждения, исходил из несоответствия протокола по делу об административном правонарушении требованиям административного законодательства и указал на то, что административным органом не установлена объективная сторона совершенного учреждением правонарушения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд по аналогичным
основаниям оставил без изменения решение суда первой инстанции.

В силу статьи 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.

Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет административную ответственность, предусмотренную статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Арбитражным судом установлено и следует из материалов дела, что вывод о неоприходовании учреждением в кассу денежных средств сделан налоговой инспекцией в результате внесения записей учреждением о полученных денежных средствах в кассовую книгу не в день их поступления (12 случаев), а с задержкой в
1 - 3 дня.

Несвоевременно внесены записи в кассовую книгу за проверяемый период на сумму выручки в размере 31 583 рубля (приложение N 1 к акту проверки). При этом расхождений учетных данных контрольно-кассовой машины и денежных средств, отраженных в кассовой книге, за период проверки не установлено.

Следовательно, налоговой инспекцией в результате проверки установлено несвоевременное оприходование в кассу денежной наличности, что и отражено в акте проверки, протоколе об административном правонарушении. Оспариваемым постановлением учреждение привлечено к административной ответственности за действия, направленные на нарушение правил оприходования денежной наличности, выразившиеся во внесении записи в кассовую книгу полученных денежных средств не в день их поступления.

Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Таким образом, арбитражные суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что несвоевременное оприходование выручки не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь
статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года по делу N А19-25794/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ