Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 по делу N А33-20628/2009 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным требования налогового органа в части предложения уплатить недоимку и штраф по земельному налогу, так как исходил из того, что у заявителя нет правоустанавливающих документов на спорные земельные участки и у него отсутствовала обязанность уплачивать земельный налог за спорные земельные участки в проверяемом периоде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 г. N А33-20628/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2010 года по делу N А33-20628/2009 (суд первой инстанции: Бескровная Н.С.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Центральная аптека N 51“ (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным требования от 09.11.2009 N 713 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края (далее - налоговая инспекция) в части предложения уплатить
недоимку по земельному налогу в сумме 289 484 рубля 70 копеек, пени по земельному налогу в сумме 72 355 рублей 18 копеек и штрафа по земельному налогу в сумме 579 219 рублей 40 копеек.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не освобождает фактического пользователя от уплаты земельного налога.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить без изменения принятый по делу судебный акт.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 12396 от 20.04.2010, N 12395 от 22.04.2010), однако своих представителей в судебное заседание не направили, налоговая инспекция заявила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.

В соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2005 по 30.11.2008, по результатам которой составлен акт от 13.05.2009 N 02/07Ю.

По итогам рассмотрения 19.06.2009 материалов выездной налоговой проверки инспекцией принято решение N 02/09Ю о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В полном объеме решение изготовлено 29.06.2009.

Требованием от 09.11.2009 N 713 налогоплательщику, в частности, предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 289 484 рубля 70 копеек, пени в сумме 72 355 рублей 18 копеек и штраф в сумме 579 219 рублей 40 копеек.

Не согласившись с доначислением земельного налога соответствующих сумм пеней и штрафов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного требования недействительным.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у предприятия нет правоустанавливающих документов на спорные земельные участки, и у него отсутствовала обязанность уплачивать земельный налог за спорные земельные участки в проверяемом периоде.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы суда правильными.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, основанием для доначисления обществу земельного налога послужил вывод налоговой инспекции о том что, предприятие имеет на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества - нежилые здания, расположенные по адресам: Красноярский край, г. Железногорск, ул. Пирогова, 6; г. Железногорск, пр. Ленинградский, зд. 35, пом. 12; г. Железногорск, ул. Октябрьская, зд. 41, пом. 1; г. Железногорск, п. Первомайский, ул. Толстого, зд. 19; г. Железногорск, п. Подгорный, ул. Мира, зд. 9А, однако не оформило право на земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, не исчислило и не уплатило земельный налог за 2006, 2007 годы.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их
государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу названного Федерального закона, является юридически действительной.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“, которым была введена глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что согласно действующему законодательству право лица на земельный участок должно
быть подтверждено соответствующими документами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сведений о наличии таких документов у налоговой инспекции не имеется, в материалы дела доказательства наличия у предприятия земельных участков на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования налоговой инспекцией не представлены.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Налоговой инспекцией не представлены в материалы дела документально подтвержденные данные о земельных участках, на которых расположены объекты недвижимого имущества: кадастровый план, кадастровый номер, кадастровая стоимость. Более того, налоговой инспекцией не отрицается, что для некоторых из спорных земельных участков кадастровая стоимость в установленном порядке не определена и до сведения пользователя не доведена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал доначисление предприятию земельного налога противоречащим положениям действующего налогового и земельного законодательства.

Довод налоговой инспекции, положенный в основу кассационной жалобы, о том, что фактический пользователь земельных участков является плательщиком земельного налога даже в отсутствие правоустанавливающих документов, судом кассационной инстанции не принимается, как не имеющий нормативного обоснования.

Таким образом, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2010 года по делу N А33-20628/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА