Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2010 по делу N А69-2291/2009 Решение налогового органа о привлечении к ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации признано недействительным в части штрафа, так как суд пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем снизил размер штрафа в два раза.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 г. N А69-2291/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2010 года по делу N А69-2291/2009 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Борисов Г.Н., Дунаева Л.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Геокомп“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным
решения инспекции от 17.07.2009 N 6634 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2010 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований. Решение инспекции от 17.07.2009 N 6634 признано недействительным в части штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 91 614 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 4000 рублей.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с применением судом апелляционной инстанции таких смягчающих ответственность обстоятельств, как: исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, совершение налогового правонарушения впервые. По мнению инспекции, полная уплата налога по декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное ее представление и не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку своевременная уплата налога - обязанность налогоплательщика. Кроме того, инспекция не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ответственность одного и того же лица за повторное нарушение может наступать только в том случае, если на день представления налоговой декларации с нарушением установленного срока налогоплательщик не привлекался к ответственности за аналогичные правонарушения, в противном случае правонарушение считается совершенным впервые.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятый судебный акт
законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 17225, N 10178, N 17226), инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителей, общество своих представителей в судебное заседание не направило.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 05.11.2008 налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, согласно которой уплате в бюджет подлежал налог в сумме 4 655 465 рублей. После предоставления уточненной декларации по налогу на прибыль 23.01.2009 сумма налога к уплате составила 3 664 564 рубля.

По результатам налоговой проверки составлен акт от 19.02.2009 N 4002 и с учетом возражений на акт проверки инспекцией принято решение от 17.07.2009 N 6634 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 183 228 рублей, начисленного на сумму налога на прибыль, отраженного в уточненной налоговой декларации.

Решением от 24.08.2009 N 02-21/05481 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва указанное решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции от 17.07.2009 N 6634, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, и отсутствии оснований для снижения
налоговых санкций.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к ответственности, однако пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем снизил размер штрафа в два раза.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством по налогам и сборам.

В силу статьи 246 Кодекса общество является плательщиком налога на прибыль.

Согласно пункту 1 статьи 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 289 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктами 1, 2 статьи 285 Кодекса установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации
по налогу на прибыль не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода. За невыполнение указанной обязанности налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Из положений приведенной статьи следует, что размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей уплате или доплате, на основе поданной с нарушением срока декларации.

Согласно статье 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Уточненная декларация представляет собой внесение в декларацию изменений и дополнений, поэтому сумма, подлежащая уплате на основе (основной) декларации, определяется с учетом всех внесенных в нее изменений и дополнений.

Судами установлено и из материалов дела следует, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года представлена обществом 05.11.2008, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 Кодекса (28.10.2008). Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса. Размер штрафа 183 228 рублей исчислен налоговым
органом правильно, исходя из суммы налога на прибыль, указанной обществом в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, направленной в инспекцию 23.01.2009.

Статьей 112 Кодекса установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.

Согласно пункту 4 статьи 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, то суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не меньше, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, признал смягчающими ответственность обстоятельствами: совершение обществом налогового правонарушения впервые, уплату налога на прибыль в
полном объеме, отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета, незначительность нарушения срока представления налоговой декларации, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о необходимости уменьшения размера подлежащего взысканию штрафа в два раза.

По мнению заявителя кассационной жалобы, правонарушение не может считаться совершенным впервые, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения от 17.07.2009 общество было привлечено к ответственности за аналогичное правонарушение решением от 27.05.2009 N 5890.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Таким образом, правонарушение не будет считаться совершенным впервые в том случае, если на момент его совершения лицо ранее уже привлекалось к налоговой ответственности, то есть имеется вступившее в силу решение суда или налогового органа о наложении санкции за допущенное ранее аналогичное правонарушение.

Поскольку на момент совершения обществом налогового правонарушения в виде непредставления налоговой декларации в установленный законом срок общество не привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, налоговое правонарушение, за совершение которого налогоплательщик привлечен к ответственности решением от 17.07.2009 N 6634, совершено им впервые.

Закрепление в налоговом законодательстве обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также ответственности за неуплату или неполную уплату налога (статья 122 Кодекса) не исключает возможности признания судом в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, факта исполнения обязанности по уплате налога в полном объеме при определении размера налоговых санкций за совершение иных налоговых правонарушений, в частности,
предусмотренного статьей 119 Кодекса.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд кассационной инстанции не имеет оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции относительно признания указанных выше обстоятельств в качестве смягчающих ответственность общества и соразмерности снижения размера штрафа.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует закону и материалам дела и подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2010 года по делу N А69-2291/2009 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

М.А.ПЕРВУШИНА