Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.04.2010 по делу N А33-14197/2009 Суд правомерно удовлетворил заявление о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, и налога на имущество, так как сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2010 г. N А33-14197/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года по делу N А33-14197/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 января 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Дунаева Л.А., Колесникова Г.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “СМ. холдинг“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной
налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, и налога на имущество организаций в общей сумме 71 712, 02 рублей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены. С инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 651, 36 рублей.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 января 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, права налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога нарушены не были, поскольку решение о возврате сумм налогов принято налоговым органом в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, сумма процентов, подлежащих уплате, по мнению инспекции, рассчитана неправильно и составляет 62 389 рублей, поскольку при расчете суммы процентов необходимо применять 1/365 (или 1/366 - если год високосный) ставки банковского рефинансирования.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые судебные акты законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 16759, N 16760), общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей, инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 19.05.2008 N 117 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 41 432 рубля, заявление получено инспекцией 02.06.2008. Налоговый орган извещением от 07.06.2008 N 2502, полученным налогоплательщиком 19.06.2008, уведомил общество о принятом решении о возврате налога на имущество в сумме 41 432 рубля.

18.06.2008 общество обратилось в налоговый орган с заявлением N 141 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организации в сумме 4 032 230,42 рублей. Заявление получено налоговой инспекцией 19.06.2008. Извещением N 2784 от 26.06.2008, полученным налогоплательщиком 18.07.2008, инспекция уведомила общество о принятом решении о возврате налога в сумме 4 032 230,42 рублей.

Поскольку указанные суммы излишне уплаченных налогов обществу не были возвращены, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 марта 2009 года по делу N А33-15984/2008 требования общества удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате на расчетный счет общества сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 41 432 рублей и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 618 029,85 рублей.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2009 по делу N А33-15984/08 решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.03.2009 оставлено без изменения.

Указанные суммы налогов возвращены на расчетный счет общества платежными поручениями N 759 от 27.04.2009 на сумму 41 432 рубля (возврат произведен 28.04.2009), N 928 от 26.05.2009
на сумму 1 541 рубль (возврат произведен 28.05.2009), N 633 от 09.06.2009 на сумму 616 488,85 рублей (возврат произведен 10.06.2009).

Общество обратилось 17.06.2009 в налоговый орган с заявлением о выплате процентов за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов. Письмом от 30.06.2009 N 08-17/06821 инспекция отказала в выплате процентов, ссылаясь на отсутствие соответствующего судебного решения.

Полагая, что его права, предусмотренные статьей 78 Кодекса, нарушены, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с инспекции 71 712,02 рублей процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных, либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязанность налогового органа осуществлять зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы
излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 6 статьи 78 Кодекса).

В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из положений пункта 10 статьи 78 Кодекса следует, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что возврат сумм излишне уплаченных налогов произведен с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Кодекса. Заявления о возврате получены налоговым органом 02.06.2008 (о возврате налога на имущество) и 19.06.2008 (о возврате налога на прибыль), а возврат сумм излишне уплаченных налогов произведен 28.04.2009 (налог на имущество), 28.05.2009 и 10.06.2009 (налог на прибыль).

Таким образом, за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов подлежат начислению проценты: на сумму 41 432 рубля налога на
имущество - за период с 03.07.2008 по 27.04.2009; на сумму 1 541 рублей - за период с 20.07.2008 по 27.05.2009; на сумму 616 488, 85 рублей - за период с 20.07.2008 по 09.06.2009.

Судами первой и апелляционной инстанций проверена правильность расчета процентов. Из расчета 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки сумма процентов, подлежащих начислению налоговому органу за указанные периоды, составляет 71 715,62 рублей. Однако, поскольку общество обратилось с заявлением о взыскании 71 712,02 рублей процентов, требования общества удовлетворены в заявленной сумме.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с суммой начисленных процентов, при этом считает, что необходимо применять 1/365 (1/366) ставки рефинансирования.

Начисление процентов произведено в соответствии с пунктом 10 статьи 78 Кодекса, то есть спустя 1 месяц после подачи заявления о возврате, исходя из ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавших на дни нарушения срока возврата соответствующих сумм налогов.

С учетом совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 “О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами“ (в редакции от 04.12.2000) проценты следует рассчитывать, исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Как обоснованно указали суды, ставка в размере 1/360 подлежит применению по аналогии закона - абзац 12 пункта 4 статьи 203 Кодекса, которым предусмотрен порядок начисления процентов на сумму, подлежащую возврату плательщику акциза. Данной нормой предусмотрено, что проценты начисляются исходя из 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Федеральной налоговой службы N САЭ-3-19/446@ “О
создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам“ имеет дату 15.09.2005, а не 15.09.2008.

Кроме того, Приказ Федеральной налоговой службы от 15.09.2008 N САЭ-3-19/446@ “О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам“, на который ссылается инспекция, с 01.03.2009 утратил силу и не может быть применен при разрешении данного дела.

Несостоятельным является довод заявителя кассационной жалобы о том, что права налогоплательщика несвоевременным возвратом налогов не нарушены, поскольку решение о возврате излишне уплаченных сумм налогов принято и доведено до сведения налогоплательщика в установленный пунктом 6 статьи 78 Кодекса месячный срок. Право на возврат излишне уплаченной суммы налога предполагает, прежде всего, сам возврат денежных средств, а не принятие соответствующего решения налоговым органом.

Доводы заявителя кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов о взыскании с инспекции процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций и налога на имущество в размере 71 712,02 рублей соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года по делу N А33-14197/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 января 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ