Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2010 по делу N А19-10315/09 Суд правомерно удовлетворил требования в части признания незаконными действий ответчика, выразившихся в отказе принять заявление о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам, обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, поскольку указанное заявление не рассматривалось, решение об отказе в выдаче разрешений на работу для каждого иностранного работника не принималось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. N А19-10315/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного суда от 10 ноября 2009 года по делу N А19-10315/09 (суд первой инстанции: Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Клочкова Н.В., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.),

установил:

закрытое акционерное общество “Фрунзенский Лестранхоз“ (далее - ЗАО “Фрунзенский Лестранхоз“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее - УФМС по Иркутской области, управление), выразившихся в
отказе принять заявление общества от 27.03.2009 о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек и в отказе выдать разрешения на работу гражданам КНР в количестве 26 человек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года решение суда от 6 августа 2009 года в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действия управления, выразившихся в отказе принять заявление общества о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек, поданное 27.03.2009 отменено. В отмененной части принят новый судебный акт. Признаны незаконными действия управления, выразившиеся в отказе принять заявление ЗАО “Фрунзенский Лестранхоз“ о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек, поданное 27.03.2009 как не соответствующее “Правилам выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681. Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО “Фрунзенский Лестранхоз“.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения управления в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

По мнению заявителя кассационной жалобы, основания для приема заявления общества и рассмотрения заявления на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам отсутствовали, так как квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, установленная для Иркутской области, использована в полном объеме 29.12.2008. У миграционной службы не имеется полномочий для выхода
за пределы установленной квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам по собственному усмотрению.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 12492, 12493), однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзыв на кассационную жалобу не представлен.

УФМС по Иркутской области 08.02.2010, то есть накануне дня рассмотрения кассационной жалобы по факсимильной связи прислало ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании своего представителя Цыковой Е.С. в связи с нахождением в очередном отпуске.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 9 февраля 2010 года до 10 часов 30 минут 15 февраля 2010 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, общество имеет разрешение на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2008 N 33942, выданное Федеральной миграционной службой России, на привлечение специалистов из Китая в количестве 28 человек. Указанное разрешение действует на территории Иркутской области с 04.12.2008 по 14.11.2009.

27.03.2009 общество по предварительной записи обратилось в отдел по трудовой миграции
УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче индивидуальных разрешений на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек с приложением к заявлению необходимых документов.

В принятии заявления общества и документов было отказано по причине истечения срока действия квоты 2008 года на привлечение и использование иностранных работников и недействительности в связи с этим разрешения N 33942 от 04.12.2008.

27.03.2009 указанное заявление с приложением к нему пакета документов обществом направлено в УФМС по Иркутской области почтой, что подтверждено квитанцией на отправку ценной бандероли от 27.03.2009 N 03054.

13.04.2009 управлением возвращены обществу документы, с указанием, что документы рассмотрены быть не могут, так как поданы с нарушением пункта 107 Административного регламента, которым установлено, что заявление на получение разрешения на работу с пакетом документов должно быть подано работодателем непосредственно в ФМС России или в ее территориальный орган.

20.04.2009 Управлением направлен обществу ответ N 11/12-3280 на обращение N 38 от 31.03.2009 о невозможности рассмотрения заявления ЗАО “Фрунзенский Лестранхоз“ в связи с тем, что разрешение на привлечение иностранных работников от 04.12.2008 N 33942 оформлено с учетом квоты 2008 года.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявления на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам были поданы обществом с нарушением предусмотренных требований, и на момент обращения в управление 27.03.2009 квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2008 год была использована полностью.

Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действия УФМС по Иркутской области, выразившихся в отказе принять заявление общества
о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек, поданное 27.03.2009, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия сотрудника отдела по трудовой миграции об отказе в принятии заявления на личном приеме не соответствовали Правилам выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681, Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/2 (далее - Административный регламент), в связи с чем права и законные интересы общества нарушены.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают
на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: их несоответствие закону и нарушение ими прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 (далее - Правила выдача разрешительных документов), для получения разрешения на работу заявитель представляет в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой.

Согласно пункту 23 Правил при подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления.

В силу пункта 21 Правил в случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Согласно пункту 26 Правил уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия.

Из пункта 27 Правил выдачи разрешительных документов следует, что орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на работу. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

В соответствии с пунктом 108 Административного регламента юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, заказчиком работ (услуг) или лицом, уполномоченным им
по доверенности, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе.

Как установлено судом апелляционной инстанции, до направления заявления на выдачу разрешений на работу в Управление по почте, общество лично представило это заявление и документы к нему 27.03.2009 сотруднику отдела по трудовой миграции УФМС России по Иркутской области.

Вместе с тем, заявление общества о выдаче индивидуальных разрешений на работу 26 гражданам КНР не рассматривалось, решение об отказе в выдаче разрешений на работу для каждого иностранного работника не принималось.

Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции в части признания незаконными действий УФМС по Иркутской области, выразившихся в отказе принять заявление ЗАО “Фрунзенский Лестранхоз“ о выдаче разрешений на работу гражданам КНР в количестве 26 человек, поданное 27.03.2009 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, является правильным.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года по делу N А19-10315/09 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года по делу N А19-10315/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА