Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу N А69-1690/2009 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконным и отмене предписания в части неправомерного расходования бюджетных средств, поскольку подтвержден факт несения расходов по найму жилых помещений, в связи с чем расходы на проживание в командировках сотрудников службы правомерно компенсированы и в названном отсутствует нарушение бюджетного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2010 г. N А69-1690/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Монгуш А.А. (доверенность от 01.09.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 года по делу N А69-1690/2009 (суд первой инстанции: Ондар Ч.Ч.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),

установил:

Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее - Служба ФС ФБН Республики Тыва, учреждение) обратилась в Арбитражный
суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - управление) от 25.06.2009 N 78.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 2 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78 о восстановлении неправомерно израсходованных средств республиканского бюджета путем перечисления в доход бюджета Республики Тыва в сумме 24 750 рублей признан незаконным.

В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 года решение суда от 10 августа 2009 года отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78. Пункт 1 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78 признан недействительным в части неправомерного расходования бюджетных средств в сумме 57 860 рублей.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, размер суточных, оплаченных в размере 550 рублей, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2002 N 729, установившему размер суточных в сумме 100 рублей, что является неправомерным расходованием средств республиканского бюджета.

Кроме того, заявитель считает, что приказ от 20.04.2006 N 35 не является локальным нормативным правовым актом, так как не соответствует признакам, присущим локальным нормативным актам, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.

Также заявитель считает, что расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.

Договоры найма жилого помещения не
могут служить в качестве подтверждающих документов, поскольку в соответствии с пунктом 17 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Республики Тыва, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 18.05.2006 N 632, командированным гражданским служащим предоставление услуг по найму жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 N 490.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору считает судебный акт законным. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом. Им заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка исполнения Службой бюджета Республики Тыва по средствам, направленным на содержание органов власти Республики Тыва за 2008 год.

В ходе проверки установлен факт необоснованного расходования средств республиканского бюджета при оплате командировочных расходов по найму жилья гражданским служащим службы без оправдательных документов на сумму 57 860 рублей, неправомерное расходование средств республиканского бюджета при оплате суточных по завышенным размерам на сумму 24750 рублей.

По результатам проверки составлен акт от 29.05.2009 N 179.

25.06.2009 управлением вынесено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, в пунктах 1 и 2 раздела 1 Службе предложено возместить в
доход бюджета Республики Тыва неправомерно израсходованные средства республиканского бюджета.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Службы в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд пришел к выводу о том, что пункт 1 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78 в части предложения возместить в доход бюджета Республики Тыва неправомерно израсходованные средства республиканского бюджета нарушает права и законные интересы заявителя.

В остальной части заявленных требований отказано.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78 о неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 57 860 рублей, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Из содержания пунктов 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, а также пунктов 1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, следует, что предписание от 25.06.2009 N 78 вынесено уполномоченным должностным лицом.

Согласно пунктам 1 и 2 раздела 1 предписания от 25.06.2009 N 78 выявленное нарушение представляет собой неправомерное расходование бюджетных средств по найму жилья гражданским служащим без оправдательных документов в размере 57 860 рублей и неправомерное расходование средств республиканского бюджета в результате неправомерной оплаты суточных по завышенным размерам в сумме 24 750 рублей.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их
получения.

В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета“ возмещение расходов по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Из части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что локальные нормативные акты в области трудового законодательства являются источниками права, регулирующими трудовые отношения, принимаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к ним, в том числе, относятся и приказы.

Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что норма возмещения суточных командированным работникам установлена приказом руководителя службы от 20.04.2006 N 35, согласно которому норма суточных составляет 550 рублей.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается ТУ ФСФБН в рассматриваемом случае расхождений между фактически произведенными расходами и профинансированной суммой не
установлено.

Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы по выплате суточных в размере 550 рублей произведены в пределах выделенного финансирования, является правильным.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по найму жилого помещения.

В ходе проверки финансовой деятельности службы управлением установлено, в том числе, неправомерное расходование средств республиканского бюджета на сумму 57860 рублей в связи с возмещением расходов по найму жилья гражданским служащим без оправдательных документов.

В материалы дела служба представила договоры найма жилого помещения, заключенные сотрудниками службы с гражданами - Аспан-оол, Алдай М.Т., Шомбуль Ч.Д., Тюлюш М.К., Монгуш С.С., Шыырап Н.М., Шыырап Ч.Ш., Монгуш С.Ч., расписки к договорам найма жилого помещения, свидетельствующие о получении собственниками жилых помещений денежных средств на общую сумму 57 860 рублей. Указанные документы судом апелляционной инстанции обоснованно признаны оправдательными документами для данного вида услуг и достаточными доказательствами, подтверждающими факт внесения наличных денежных средств собственникам жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив указанные договоры найма жилых помещений, правомерно посчитал подтвержденным факт несения расходов по найму жилых помещений, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что расходы на проживание в командировках сотрудников службы правомерно компенсированы и в названном отсутствует нарушение бюджетного законодательства.

Выводы суда апелляционной инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания
для их переоценки.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 года по делу N А69-1690/2009 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 года по делу N А69-1690/2009-9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА