Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу N А78-3066/2009 Апелляционный суд, правомерно отменяя решение и удовлетворяя требования о признании недействительной государственной регистрации ликвидации юридического лица, указал на нарушение обществом процедуры ликвидации в связи с неизвещением кредитора - банка - о предстоящей ликвидации, а также на то, что налоговым органом не принято во внимание наличие в ликвидационном балансе недостоверной информации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2010 г. N А78-3066/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании учредителя общества с ограниченной ответственностью “Импульс“ Ф.И.О. (паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу учредителя общества с ограниченной ответственностью “Импульс“ Ф.И.О. на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2009 года по делу N А78-3066/2009 Арбитражного суда Читинской области (суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Лешукова Т.О., Рылов Д.Н.),

установил:

Банк ВТБ (открытое акционерное общество) (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - налоговая инспекция) о признании недействительной государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью “Импульс“ (далее - ООО “Импульс“).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Корытко Денис Владимирович (далее - Корытко Д.В.), являющийся единственным учредителем и генеральным директором ООО “Импульс“.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 17 июля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2009 года решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований банка.

Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, Корытко Д.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставить без изменения решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о несоблюдении ликвидационной комиссией порядка проведения ликвидации, поскольку требования банка не были включены в ликвидационный баланс, являются необоснованными, поскольку банк не воспользовался возможностью по предъявлению требований в установленном порядке в 60-дневный срок со дня официальной публикации о предстоящей ликвидации ООО “Импульс“.

Корытко Д.В. указывает, что в налоговую инспекцию были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации.

В отзыве на кассационную жалобу Корытко Д.В. банк, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Налоговая инспекция отзыв на кассационную жалобу третьего лица не представила.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако налоговая инспекция и банк своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Корытко Д.Е. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

В судебном заседании 20 января 2010 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 22 января 2010 года, о чем стороны извещены телеграммами. О перерыве сделано публичное извещение.

После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Читинской области, 05.12.2008 единственным учредителем ООО “Импульс“ Корытко Д.В. принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатора (протокол от 05.12.2008 N 2).

В налоговую инспекцию 05.12.2008 были представлены уведомление о принятии обществом решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.

Указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

В “Вестнике государственной регистрации“ от 24.12.2008 N 51 (204) опубликована информация о добровольной ликвидации общества и праве кредиторов предъявить требования в установленном порядке в течение 60 дней с момента публикации.

Банк 16.01.2009 обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о взыскании солидарно, в том числе и с ООО “Импульс“ задолженности по кредитному договору на общую сумму 61 314 372 рубля 64 копейки. Указанное заявление было
принято к производству суда определением от 19 января 2009 года и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 19.02.2009.

Общим собранием учредителей ООО “Импульс“ 24.02.2009 был утвержден промежуточный ликвидационный баланс (протокол от 24.02.2009 N 3). На этом же собрании учредителями общества был принят ликвидационный баланс ООО “Импульс“.

На основании поданного 24.02.2009 заявления о ликвидации ООО “Импульс“ с приложенными промежуточным ликвидационным балансом и ликвидационным балансом общества, налоговой инспекцией принято решение от 03.03.2009 N 739 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. На основании указанного решения налоговой инспекцией 03.03.2009 внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2097536033868 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Определением Арбитражного суда от 22 апреля 2009 года по делу N А78-219/2009 производство по делу в части требований банка к ООО “Импульс“ прекращены в связи с ликвидацией общества.

Полагая, что государственная регистрация ликвидации ООО “Импульс“ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании государственной регистрации общества недействительной.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соблюдения ликвидационной комиссией установленного порядка для добровольной ликвидации юридического лица, а также из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества.

Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, указал на нарушение обществом процедуры ликвидации в связи с неизвещением кредитора - банка - о предстоящей ликвидации ООО “Импульс“, а
также на то, что налоговой инспекцией не принято во внимание наличие в ликвидационном балансе недостоверной информации.

В соответствии со статьями 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из упомянутых положений гражданского законодательства и норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), регламентирующих порядок ликвидации юридического
лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией.

В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, не установленных этим Законом.

Нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию установленным нормативным актам. Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных Законом о регистрации, и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 данного Закона, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ликвидируемого юридического лица.

В связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о нарушении ликвидационной комиссией ООО “Импульс“ требований пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ необоснованны, поскольку данные обстоятельства не могут являться основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции о регистрации прекращения деятельности ликвидируемого юридического лица.

Вместе с тем, судами было установлено наличие в ликвидационном балансе ООО “Импульс“ недостоверных сведений, касающихся наименования ликвидируемого
юридического лица. В ликвидационном балансе наименование общества указано как “СибТрансСервис“, вместо “Импульс“. При этом суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что ликвидационный баланс общества содержит недостоверные данные, и не может считаться представленным. При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований выносить обжалуемое решение.

В связи с изложенным постановление арбитражного апелляционного суда отмене не подлежит.

Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2009 года было приостановлено исполнение постановления апелляционной инстанции до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с принятием настоящего постановления меры по приостановлению исполнения судебного акта следует отменить.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2009 года по делу N А78-3066/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отменить меры по приостановлению исполнения названного судебного акта.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

М.А.ПЕРВУШИНА

А.И.СКУБАЕВ