Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2010 N КГ-А40/13191-10 по делу N А40-101928/09-24-815 Требование: О взыскании убытков. Обстоятельства: Предприятие оказало льготные услуги пассажирских перевозок общественным городским электротранспортом гражданам, включенным в федеральный регистр льготников. Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил, какая форма отчетов была установлена постановлением органа исполнительной власти субъекта РФ, составлялись ли предприятием отчеты в требуемой форме, не дал оценки расчетам, представленным сторонами, и их документальному подтверждению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2010 г. N КГ-А40/13191-10

Дело N А40-101928/09-24-815

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туманова В.Н.

судей Завирюха Л.В., Федосеевой Т.В.

при участии в заседании:

от Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода “Нижегородэлектротранс“ - уведомлен, не явился

от Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации

Смирнова Я.М. по доверенности от 15.09.10 N 01-06-08/215

от Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области - уведомлен, не явился

рассмотрев 15 ноября 2010 г. в судебном заседании

кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда города Москвы от
18 марта 2010 г.

принятое судьей Мироненко Э.В.

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г.

принятое судьями Лящевским И.С., Семикиной О.Н., Катуновым В.И.

по иску Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода “Нижегородэлектротранс“

к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации

третье лицо Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области

о взыскании 111 570 304 руб. 25 коп.

установил:

В Арбитражный суд города Москвы обратилось Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода “Нижегородэлектротранс“ (далее - истец) с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 111 570 304 руб. 25 коп. (с учетом уменьшения размера требований), понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов по территории Нижнего Новгорода в 2008 году.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г., с истца в пользу ответчика взыскано 111 570 304 руб. 25 коп.

При принятии судебных актов суды исходили из того, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем исполнения, размер убытков рассчитан на основании методики, утвержденной Постановлением Росстата от 09.01.2007 г. N 2.

Не согласившись с принятыми по делу
судебными актами Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: неправомерное применение истцом при расчете убытков Постановления Федеральной службы государственной статистики; убытки документально не обоснованы; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы истец и третье лицо явки надлежаще уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена без участия их представителей.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.11.2010 до 13 час. 50 мин. 15.11.2010.

Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального прав, а также соответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.

Как видно из материалов дела и установлено судами, истец, являясь коммерческой организацией, в 2008 году оказал льготные услуги пассажирских перевозок общественным городским электротранспортом Нижнего Новгорода гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.

Предъявляя настоящий иск, истец ссылается на то, что в результате предоставления льготного проезда он понес убытки в размере 111 570 304 руб. 25 коп., обязанность по возмещению которых возложена на Российскую Федерацию.

Суды признали правомерным удовлетворение требований за счет казны Российской Федерации.

Суды обеих инстанций признали правомерным применение истцом при расчете убытков расчетного метода на основании
методики, утвержденной Постановлением Росстата от 09.01.2007 г. N 2.

Однако, мотивы применения данной методики судами в принятых ими судебных актах не указаны.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в связи со следующим.

Согласно Федеральному закону N 122-ФЗ из ст. 10 Закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ исключены нормы, устанавливающие обязанность всех перевозчиков предоставлять льготы по проезду в общественном транспорте. До 2005 года обязанность перевозчика по предоставлению транспортных льгот отдельным категориям граждан возлагалась федеральными законами на всех перевозчиков и выпадающие доходы взыскивались с соответствующего публично-правового образования. Исходя из подпункта “а“ п. 1, пп. “в“ п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции от 29 июня 2004 г.), ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции от 23 октября 2003 г.), организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности были обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 2005 года со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 827 “Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 года“ субъекты Российской Федерации получили
право самостоятельно определять условия и формы предоставления компенсации предприятиям, оказывающим транспортные услуги отдельным категориям граждан.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 Правительством Нижегородской области принято Постановление N 3 от 21 января 2005 г. (в редакции Постановления от 27.07.2007 г.) “О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета“, в соответствии с которым на территории Нижегородской области с 01.03.2005 был установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы при проезде на транспорте в городском и внутрирайонном сообщении.

Этим же Постановлением Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области и Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области было постановлено заключить с предприятиями транспорта и местными администрациями, организующими транспортное обслуживание граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, Соглашения о распределении целевых средств, выделяемых из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с введением на территории Нижегородской области единого социального проездного билета, а также соглашения о реализации на территории Нижегородской области единого социального проездного билета (ЕСПБ).

Согласно п. 3.4 раздела 3 Положения о едином социальном проездном билете, являющегося Приложением N 2 к постановлению N 3 от 21.01.2005, предприятия транспорта в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в органы социальной защиты реестры лиц, приобретших ЕСПБ.

В соответствии с Положением о распределении средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Нижегородской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, являющимся
Приложением N 4 к Постановлению Правительства от 21.01.2005 N 3 целевые средства поступают предприятиям транспорта на покрытие убытков, возникающих в связи с перевозкой пассажиров по ЕСПБ.

В соответствии с п. 9 данного Положения получатели целевых средств в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по установленной форме в печатном и электронном виде представляют в Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области отчет о предоставленных услугах по единым социальным проездным билетам и полученных целевых средствах.

Между тем, в материалах дела отсутствует установленная форма отчета в печатном виде, установленная п. 9 вышеназванного Положения.

Отсутствуют в материалах дела и отчеты о предоставленных услугах по ЕСПБ, которые истец по установленной форме в соответствии с Постановлением Правительства области N 3 от 21.01.2005 должен был представлять ежеквартально в Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области.

Данные отчеты не были предметом исследования и оценки арбитражного суда. Между тем, исследование данных документов имеет существенное значение для рассмотрения настоящего спора, поскольку отчеты должны содержать сведения о фактически представленных услугах по ЕСПБ и полученных целевых средствах в спорный период.

Предъявляя настоящий иск о взыскании убытков, истец должен доказать, что фактически им понесены расходы в большем размере, нежели им получено компенсаций. При этом размер фактически предоставленных услуг подлежит определению на основании сведений, указанных в отчете.

При изложенном, суд кассационной инстанции не может признать правомерным примененный истцом расчетный метод определения размера убытков, поскольку он сделан без учета и выяснения порядка определения предоставленных услуг согласно Приложению N 4
к Постановлению Правительства области N 3 от 21.01.2005, предусматривающему установленную форму отчета для получателей целевых средств.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности и доказанности требований истца о взыскании убытков не могут быть признаны соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку сделаны без исследования и оценки указанных выше обстоятельств, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить, какая форма отчетов была установлена в соответствии с п. 9 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Нижегородской области N 3 от 25.01.2005 г., составлялись ли истцом отчеты в требуемой форме, обязать истца и третье лицо предоставить эти отчеты суду, оценить данные документы и с учетом установленного дать оценку расчетам, представленным сторонами и их документальному подтверждению и исходя из установленных обстоятельств принять законное, мотивированное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г. по делу N А40-101928/09-24-815 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья

В.Н.ТУМАНОВ

Судьи

Л.В.ЗАВИРЮХА

Т.В.ФЕДОСЕЕВА