Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2010 N КГ-А40/11196-10 по делу N А40-11715/10-144-11 Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество - нежилое здание, обязании зарегистрировать право собственности. Обстоятельства: Регистрирующим органом отказано в регистрации права собственности на здание из-за непредставления документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества. Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил, в силу каких обстоятельств заявителем не были представлены документы, подтверждающие обстоятельства создания недвижимого имущества, в том числе документ о принятии этого объекта в эксплуатацию, а также обстоятельства прекращения права оперативного управления в отношении спорного имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. N КГ-А40/11196-10

Дело N А40-11715/10-144-11

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Нужнова С.Г.

судей Денисовой Н.Д., Букиной И.А.

при участии в заседании:

от истца Касимовский О.В., дов. от 15.10.2009 г. N Д-09/6074

от ответчика неявка, извещен

от третьего лица Комиссаров А.В., дов. от 07.10.2010 г. N 9

рассмотрев 20 октября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Росреестра по Москве (ответчик)

на решение от 27 апреля 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Папелишвили Г.Н.

на постановление от 22 июля 2010 г. N 09АП-15459/2010-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями
Пронниковой Е.В., Поташовой Ж.В., Якутовым Э.В.

по иску (заявлению) Департамента имущества г. Москвы

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права

к Управлению Росреестра по Москве

третье лицо: УВД по ЮВАО г. Москвы

установил:

Департамент имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 01.12.2009 г. N 04/150/2009-063, об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество - нежилое здание площадью 2.207 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Полбина, д. 25, и обязании ответчика зарегистрировать право собственности города Москвы на этот объект недвижимого имущества, ссылаясь на представление всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации права, в том числе и выписки из Перечня предприятий и учреждений, имущественный комплекс которых относится к городской муниципальной собственности города Москвы, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 10.11.1999 г. N 118.

Определением от 31 марта 2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление внутренних дел Юго-Восточного административного округа г. Москвы (далее - УВД по ЮВАО г. Москвы).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2010 г. по делу N А40-11715/10-144-11, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2010 г. N 09АП-15459/2010-АК, требования удовлетворены.

При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у ответчика отсутствовали предусмотренные статьей 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ основания для отказа
в государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, поскольку в числе других документов регистратору была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 11.09.2009 г. N 05-111467(000), а также из отсутствия спора по поводу этого объекта между Российской Федерацией и городом Москвой.

В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Управление Росреестра по Москве ссылается на утрату силы Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8, которым руководствовались суды, в связи с изданием Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 23, на непредставление заявителем документов, подтверждающих факт создания заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества, а также на невозможность решения вопроса о наличии правопритязаний на этот объект со стороны Российской Федерации без привлечения к участию в споре в качестве третьего лица Российской Федерации, в связи с чем просит решение от 27 апреля 2010 г. и постановление 22 июля 2010 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель по делу - Департамента имущества г. Москвы, не оспаривая непредставление регистратору документов, подтверждающих обстоятельства создания объекта недвижимости, приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит судебные акты оставить без изменения.

Третье лицо - УВД по ЮВАО г. Москвы поддерживает доводы Департамента имущества г. Москвы.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства ответчик явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не
является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, Департамент имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением от 01.10.2009 г. вх. N 77-77-04/150/2009-063 о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости - здание площадью 2.207 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Полбина, д. 25.

Решением, оформленным письмом от 01.12.2009 г. N 77-77-04/150/2009-063, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве отказало в государственной регистрации права собственности города Москвы на этот объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ из-за непредставления заявителем документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества (акт приемки и ввода в эксплуатацию, документ органа исполнительной власти о его утверждении, документ о финансировании строительства за счет средств города).

Согласно распоряжению Исполкома Моссовета от 15.03.1990 г. N 482р земельный участок, на котором располагается заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, был отведен Главному управлению внутренних дел Мосгорисполкома для строительства здания отделения ГАИ Люлинского РУВД.

Согласно кадастровому паспорту на здание площадью 2.207 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Полбина, д. 25 оно введено в эксплуатацию в 1993 г.

Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 44-ПП предусмотрена передача в
целях сохранения в собственности города Москвы нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении ГУВД по г. Москве и его структурных подразделений, в безвозмездное пользование ГУВД по г. Москве и его структурных подразделений сроком на пять лет занимаемых ими нежилых помещений согласно приложению, в состав которого включено и спорное здание, после прекращения права оперативного пользования.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22“О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права
собственности или законного владения.

Удовлетворяя требования Департамента имущества г. Москвы, суды первой и апелляционной инстанций не выяснили, в силу каких обстоятельств заявителем не были представлены документы, подтверждающие обстоятельства создания недвижимого имущества, в том числе документ о принятии этого объекта в эксплуатацию, а также обстоятельства прекращения права оперативного управления ГУВД по г. Москве и его структурных подразделений в отношении занимаемых ими нежилых помещений, в связи с чем вынесенные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.

Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует истребовать от заявителя или других государственных органов, которые обязаны хранить документы, документы, подтверждающие обстоятельства создания здания площадью 2.207 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Полбина, д. 25, установить, было ли прекращено в установленном порядке право оперативного управления ГУВД по г. Москве или его структурных подразделений в отношении этого здания, а также рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Росимущества, имея в виду, что позиция УВД по ЮВАО г. Москвы не может свидетельствовать об отсутствии правопритязаний со стороны Российской Федерацией на здание, поскольку УВД по ЮВАО г. Москвы не уполномочено представлять интересы Российской Федерации в имущественных спорах с другими лицами, после чего вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2010 г. по делу N А40-11715/10-144-11 и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2010 г. N 09АП-15459/2010-АК по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Председательствующий судья

С.Г.НУЖНОВ

Судьи

Н.Д.ДЕНИСОВА

И.А.БУКИНА