Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2010 N КГ-А40/9255-10 по делу N А40-105494/09-24-844 Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков, возникших в результате обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Обстоятельства: Автотранспортное предприятие оказывало льготные услуги по городским и пригородным пассажирским перевозкам гражданам, включенным в федеральный реестр льготников. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприятием не доказан размер убытков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. N КГ-А40/9255-10

Дело N А40-105494/09-24-844

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи: Чалбышева И. В.,

судей: Мойсеева Л. А., Малюшин А. А.,

при участии в заседании:

от истца: Кемишев А.И. - доверенность N 40 от 01.04.2010.

от ответчика: Смирнова Я.М. - доверенность N 01-06-08/215 от 15.09.2010.,

от третьего лица: извещен надлежаще, не явился,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО “Нижнесергинское автотранспортное предприятие“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2010

принятое судьей Мироненко Э.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010

принятое судьями Лящевским Н.С., Яремчук Л.А., Семикиной О.Н.,,

по
делу N А40-105494/09-24-844,

по иску ЗАО “Нижнесергинское автотранспортное предприятие“

к РФ в лице Министерства финансов РФ

о взыскании 11 099 738 рублей 40 копеек,

третье лицо Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области,

установил:

Закрытое акционерное общество “Нижнесергинское автотранспортное предприятие“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее - ответчик) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков, возникших в результате обеспечения в 2007 году равной доступности услуг общественного транспорта в городе Нижние Серги для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в размере 11.099.738,40 руб. (с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 02.02.2010., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2010 года, в удовлетворении иска отказано.

Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке ст. 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов были нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. В связи с этим податель кассационной жалобы просит арбитражный суд кассационной инстанции обжалуемые по делу судебные акты отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, суды сделали правомерный вывод о наличии у истца права на возмещение убытков за счет Российской Федерации;
вместе с тем при рассмотрении обоснованности иска по размеру неправильно применены нормы материального права. Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, в обоснование доводов кассационной жалобы, истец ссылается на то, что судами необоснованно применены нормы бюджетного права, содержащиеся в правовых актах исполнительного органа субъекта федерации.

В судебное заседание заявитель кассационной жалобы явился, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения, решение и постановление - без изменения.

Третье лицо, надлежаще уведомленное о времени и месте проведения судебного заседания, представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенных по делу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и соответствие их выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов в связи со следующим.

Как установлено арбитражными судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, исковые требования заявлены о взыскании с Российской Федерации убытков, возникших, как утверждает истец, в связи с оказанием в 2007 году транспортных услуг льготным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены
льготы и преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ льготы по бесплатному проезду для граждан, включенных в федеральный регистр, отменены и субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом о федеральном бюджете на соответствующий год в составе раздела “межбюджетные трансферты“ утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных
категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределяемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Истец указал, что в 2007 году им предоставлялись льготы по проезду на автобусах городских и пригородных маршрутов категориям граждан, отнесенных к федеральному регистру льготников, в результате чего в 2007 году он понес убытки в размере 11.099.738,40 руб.

Размер убытков истцом определен расчетным методом и включает в себя следующие показатели: вид транспорта(автобус); количество федеральных льготников, реализовавших право бесплатного пользования услугами общественного транспорта; тариф на одну поездку; количество поездок одного пассажира в календарный месяц; доля истца в общем объеме перевозок автобусным транспортом; сумма поступлений из бюджета.

В целях реализации мер по обеспечению равной доступности приобретения единых социальных проездных билетов гражданами, включенными в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, финансируемой за счет средств федерального бюджета Правительством Свердловской области принято постановление от 15.12.2006 N 1054-ПП “О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году“

Возмещение истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки льготников по бесплатному проезду производилось в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением.

Согласно пункту 8 указанного порядка расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится
по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.

В соответствии с пунктом 9 порядка расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области производится, исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов, определяемой в соответствии с пунктом 8 порядка и фактически отработанного времени транспортной организацией.

Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов.

Истцу из бюджетов на возмещение соответствующих затрат в 2007 в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов, фактически отработанного времени транспортной организацией, на основании расчета транспортной организации и документов, подтверждающих осуществление указанных в нем расходов перечислено 2.991.000 руб., что подтверждается письмом Министерства финансов Свердловской области от 18.07.2010 N 16-16/7 и не оспаривается истцом. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что денежные средства в спорном периоде возмещены истцу в полном объеме. Расходы истца, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в соответствии с нормативными актами Свердловской области в полном объеме.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что истцом по настоящему делу не доказан размер убытков. Доводы заявителя жалобы, повторяющие позицию, изложенную в исковом заявлении и апелляционной жалобе, являются необоснованными.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела
судебной ошибки.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции.

Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

С истца подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы, по уплате которой определением от 16.08.2010 предоставлена отсрочка.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 года по делу N А40-105494/09-24-844 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Нижнесергинское автотранспортное предприятие“ 2000 рублей госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы в доход федерального бюджета.

Председательствующий судья

И.В.ЧАЛБЫШЕВА

Судьи

Л.А.МОЙСЕЕВА

А.А.МАЛЮШИН