Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А39-3464/2009 По делу о признании незаконным изложенного в письме решения администрации муниципального района об отказе в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка и обязании органа местного самоуправления подготовить и выдать указанный план, а также о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. по делу N А39-3464/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2009

по делу N А39-3464/2009,

принятое судьей Полубояровой Г.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании незаконным решения администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, а также возмещении расходов на оплату услуг представителя,

без участия
лиц, и

установил:

индивидуальный предприниматель Танькин Владимир Иванович (далее - Предприниматель, Танькин В.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 29.06.2009 N 7152 решения администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация района) об отказе в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 2 500 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебное заседании представители администрации Лямбирского муниципального района и Предпринимателя не явились.

Орган местного самоуправления ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Предприниматель направил в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Танькин Владимир Иванович 18.04.2005 зарегистрирован Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Мордовия в
качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 13 N 000247142.

Установлено по делу, что Предпринимателю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 164408 кв. м, категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Участок расположен по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, СПК “Пригородный“, что подтверждается свидетельством Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия о государственной регистрации права серия 13 ГА N 1498943 от 10.06.2007.

29.05.2009 Танькин В.И. обратился в администрацию района с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана на вышеобозначенный земельный участок.

Письмом от 29.06.2009 N 1752 глава администрации Лямбирского муниципального района отказал Предпринимателю в оформлении градостроительного плана, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107001:0268 находится за чертой поселения. В связи с данным обстоятельством составить градостроительный план не представляется возможным, поскольку правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данный земельный участок не распространяются.

Танькин В.И. не согласился с таким решением органа местного самоуправления и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует градостроительному и земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Предпринимателя как лица, законно владеющего вышеуказанным земельным участком.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.

Согласно общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12
Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной
власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.

Представление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана. Такая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840. Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, опубликована и начала действовать с 27.11.2006.

В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.

Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 Земельного кодекса Российской
Федерации, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка.

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85
Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельный участок, принадлежащий на праве собственности Предпринимателю, сформирован надлежащим образом и поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 24.03.2008 N 15/08-909.

Согласно материалам землеустроительного дела, составленного ООО “Региональный научно-исследовательский информационный центр“ и утвержденного территориальным (межрайонным) отделом N 2 по Лямбирскому району Управления Роснедвижимости по Республике Мордовия, земельный участок расположен по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, СПК “Пригородный“, в 100 метрах по направлению на северо-восток от п. Берсеневские Выселки. Земельный участок граничит с севера - с землями СПК “Пригородный“, с юга - с землями МП “Саранское водопроводно-канализационное хозяйство“, с запада - с землями Берсеневской сельской администрации.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и представленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными
участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются также Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, согласно пункту 3 статьи 1 которого оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования.

Таким образом, строительство зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, на земельном участке такой категории не противоречит виду его разрешенного использования.

Исходя из требований вышеприведенных норм, возведению объекта капитального строительства предшествует проведение ряда обязательных процедур, связанных с подготовкой проектной документации, получения разрешения на строительство, осуществления соответствующих согласований.

В своем решении об отказе в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107001:0268 администрация района указала, что данный земельный участок находится за чертой поселения, в связи с чем правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данный земельный участок не распространяются. Однако доказательств этому, а также иным возможным основаниям для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Принимая во внимание все вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о
том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Танькина В.И., поскольку создает препятствия для ее осуществления.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования и обязал орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения его прав.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.

Определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических
обстоятельств рассмотрения дела. При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание:

относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами;

время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги;

продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Понесенные на представителя Кутового В.И. расходы заявитель подтвердил документально (договор от 01.07.2009, квитанция от 24.08.2009 об оплате суммы 2500 руб.).

При определении размера возмещения понесенных Танькиным В.И. расходов на представителя суд принял во внимание категорию и сложность дела; количество судебных заседаний, принцип разумности и обоснованно взыскал сумму 2500 руб.

Кроме того, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд правильно взыскал с органа местного самоуправления в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 100 руб.

В данном случае суд, взыскивая с администрации района уплаченную Предпринимателем в бюджет государственную пошлину, возложил на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными и в данной части.

Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба администрации района признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доводам органа местного самоуправления судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2009 по делу N А39-3464/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

И.А.СМИРНОВА

В.Н.УРЛЕКОВ