Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2010 N КА-А40/11509-10 по делу N А40-1838/10-92-15 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Решение: Требование удовлетворено, поскольку административным органом не было представлено доказательств наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2010 г. N КА-А40/11509-10

Дело N А40-1838/10-92-15

Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 07.10.2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Долгашевой В.А.

судей: Кузнецова А.М., Туболец И.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): ОАО “ЦНИИТЭнефтехим“ - Карпова Т.Н. по дов. от 09.04.09 N 01/К-3/7

от ответчика: ФСФР в ЦФО - Капкаев А.Р. по дов. от 09.06.10 N 05-08/т2920

рассмотрев 30.09.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО

на решение от 02.04.2010

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Уточкиным И.Н.

на постановление от 15.06.2010

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В.

по
иску (заявлению) ОАО “ЦНИИТЭнефтехим“

об оспаривании постановления

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО

установил:

ОАО “ЦНИИТЭнефтехим“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 22.10.2009 N 131-2009-Ю77-001-001 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500.000 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2010 удовлетворены требования общества со ссылкой на нарушение РО ФСФР процедуры привлечения к административной ответственности в связи с ненадлежащим извещением общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 решение суда изменено, из мотивировочной части решения исключены выводы относительно нарушения порядка привлечения к административной ответственности и наличия состава вмененного обществу административного правонарушения; в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и в судебном заседании Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить судебные акты.

В судебном заседании представитель общества, а также в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая его правомерным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что в связи с проведением Региональным отделением проверки сведений по фактам, изложенным в обращении Кирюхина Ю.Л. и Кирюхиной Г.А. (вх. N 07-11/10870 от 21.04.2009) Региональным отделением в отношении общества вынесено Предписание N 828 от 24.06.2009 о предоставлении в срок до 15.07.2009 г. включительно документов:

1. Устав общества в редакциях, действовавших
в период с 01.01.2007 по дату представления документов в соответствии с Предписанием;

2. Все внутренние документы общества, регламентирующие порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров общества, в редакциях, действовавших в период с 01.01.2007 на дату представления документов в соответствии с Предписанием;

3. Все протоколы общих собраний акционеров общества, состоявшихся в период с 01.01.2007 г. на дату представления документов по Предписанию;

4. Все протоколы уполномоченного органа общества по подготовке к проведению общих собраний акционеров общества, указанных в п. 3 Предписания;

5. Части списков лиц, имеющих право на участие в общих собраниях акционеров общества, указанных в п. 3 Предписания, содержащие сведения в отношении Кирюхина Ю.Я. и Кирюхиной Г.А.(без паспортных данных);

6. Части списков лиц, принявших участие в общих собраниях акционеров общества, указанных в п. 3 Предписания, содержащие сведения в отношении Кирюхина Ю.Л. и Кирюхиной Г.А. (без паспортных данных);

7. Все документы, подтверждающие уведомление Кирюхина Ю.Л. и Кирюхиной Г.А о проведении общих собраний акционеров общества, указанных в п. 3 Предписания, в том числе, почтовую рассылку уведомлений акционеров Общества о проведении общих собраний акционеров (с отметкой почты о направлении), либо копию печатных изданий (с указанием даты публикации), содержащих сообщения о проведении общих собраний акционеров общества;

8. Образцы сообщений о проведении общих собраний акционеров, указанных в п. 3 Предписания;

9. Протоколы об итогах голосования на общих собраниях акционеров, указанных в п. 3 Предписания;

10. Справку о порядке доведения до сведения акционеров решений, принятых общими собраниями акционеров, указанными в п. 3 Предписания (с приложением документов, подтверждающих их доведение до Кирюхина Ю.Л. и Кирюхиной Г.А.).

Предписание получено обществом 30.06.2009, о чем свидетельствует копия уведомления о вручении
почтовой корреспонденции с отметкой почтового отделения связи. По состоянию на 16.07.2009 обществом Предписание не исполнено, о чем Региональным отделением составлен Акт о непредставлении документов (информации) N 121 от 16.07.2009.

И.о. руководителя Регионального отделения, действующего на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО о возложении обязанностей и.о. руководителя N 133-л/с от 16.10.2009, согласно протоколу об административном правонарушении от 16.07.2009 вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.10.2009 по делу N 131-2009-Ю77-001-001, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Полагая данное постановление незаконным, общество оспорило его в арбитражный суд.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 7 статьи 44 названного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу пункта 1
статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 11 этого же Закона уточняет, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, то есть предписания выносятся в связи с выявленными нарушениями закона.

В соответствии с п. 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение), федеральная служба выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

Согласно п. 6.1 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам вопросам.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предписание и жалобу граждан Кирюхиных, которые указывают на то, что обществом с 2005 года не проводились собрания акционеров, полномочия генерального директора, собрания директоров не подтверждены, установил, что административный орган не выявил фактов нарушения обществом требований законодательства в области рынка ценных бумаг на момент направления предписания.

Поэтому вывод суда о том, что у Регионального отделения отсутствовали основания оформлять запрос об истребовании у общества документов в виде предписания и указывать в нем на административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, за непредставление запрашиваемых документов, правомерен, поскольку в данном случае между Региональным отделением и обществом не имелось отношений, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа.

Установленное судом отсутствие состава вменяемого правонарушения исключает возможность обсуждения вопросов относительно порядка привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2010 года по делу N А40-1838/10-92-15 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО - без удовлетворения.

Председательствующий судья

В.А.ДОЛГАШЕВА

Судьи

А.М.КУЗНЕЦОВ

И.В.ТУБОЛЕЦ