Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 13.09.2010 N КА-А40/10265-10 по делу N А40-127243/09-130-621 Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о нарушении ФЗ “О защите конкуренции“ путем предъявления необоснованного требования о заключении договора на оказание услуг почтовой связи. Обстоятельства: Предприятие оказывало услуги почтовой связи третьему лицу по приему, обработке, предъявлению таможенным органом для таможенного оформления и досмотра посылок. Решение: Требование удовлетворено, поскольку решение и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2010 г. N КА-А40/10265-10

Дело N А40-127243/09-130-621

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Борзыкина М.В. и Долгашевой В.А.

при участии в заседании:

от заявителя ФГУП “Почта России“ Комиссарова И.В. по доверенности от 21.06.2010 г. N 318/ЮД, Орешкина А.Г. по доверенности от 11.02.2010 г. N 109/ЮД

от ответчика ФАС России Рожковой М.Ю. по доверенности от 28.06.2010 г. N ИА/20216, Наволоковой М.С. по доверенности от 02.08.2010 г. N ИА/24646, Заевой Е.А. по доверенности от 01.09.2010 г. N АЦ/29022

от третьего лица Компании “Янцен с.р.о.“ Блюменштайна В.
по доверенности от 17.08.2010 г. N 47

рассмотрев 02 - 06 сентября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ФАС России

на постановление от 05 июля 2010 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Поповым В.И.

по делу N А40-127243/09-130-621

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ (ФГУП “Почта России“)

об оспаривании решения и предписания

к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)

третье лицо Компания “Янцен с.р.о.“

установил:

ФГУП “Почта России“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 24 июля 2008 года по делу N 1 10/6-08.

В качестве третьего лица по делу привлечена Компания “Янцен с.р.о.“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2010 года указанное решение отменено. Оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.

В кассационной жалобе ФАС России просит отменить постановление, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

При этом антимонопольный орган утверждает, что оспариваемые решение и постановление приняты правомерно и не нарушают права и законные интересы заявителя. Указал, что Письмо Международного бюро ВПС от 18 марта 2008 года N 4850(DOT.PNC)006 не возлагает официальных обязательств на страны-члены, почтовые администрации, либо назначенных операторов, в том числе на ФГУП “Почта России“ и не может являться основанием для нарушения такими операторами национального законодательства, в том числе антимонопольного законодательства. Полагает, что ФГУП “Почта России“ фактически уклонилось от заключения с Компанией “Янцен с.р.о.“ договора на услуги почтовой связи.

В отзыве на кассационную жалобу
ФГУП “Почта России“ возражало против ее удовлетворения и просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

В отзыве на кассационную жалобу Компания “Янцен с.р.о.“ поддержала ее доводы и требования и просила отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представители ФАС России и Компании “Янцен с.р.о.“ поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФГУП “Почта России“ возражали против ее удовлетворения.

Проверив в судебном заседании с объявлением перерыва со 02 до 06 сентября 2010 года по ходатайству третьего лица правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

Арбитражные суды установили, что ФГУП “Почта России“ по договору об оказании услуг от 14 февраля 2005 года N ПР/2.2/140-05 оказывало услуги почтовой связи Компании “Янцен с.р.о.“ по приему, обработке, предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра посылок, направляемых Компанией “Янцен с.р.о.“ в адреса физических лиц Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.7, 2.8 договора выдача посылок для дальнейшей доставки адресатам на территории Российской Федерации производится уполномоченному представителю Компании “Янцен с.р.о.“, обладающему лицензией на право оказания услуг почтовой связи. Также, по письменному указанию Компании “Янцен с.р.о.“, доставка посылок адресатам может осуществляться ФГУП “Почта России“.

Перевозку и доставку почтовых отправлений по территории Российской Федерации, принятых Компанией “Янцен с.р.о.“, осуществляет российский оператор почтовой связи ООО “Скифы“ (лицензия на право оказания услуг почтовой связи N 32781) по договору оказания услуг от 01 марта 2007 года N 23010307-01.

Таким образом, по договору от 14 февраля 2005 года
N ПР/2.2/140-05 Компания “Янцен с.р.о.“ получала только услугу ФГУП “Почта России“ по обработке Международных почтовых отправлений (МПО) в Местах международного почтового обмена (ММПО), которая является одним из этапов технологического процесса услуги международной почтовой связи по пересылке МПО (письмо ФГУП “Почта России“ от 23 января 2006 года N 5.2.3/922).

Согласно пункту 2.1 договора прием, обработка, предъявление таможенным органам для таможенного оформления и досмотра посылок осуществляется в ММПО в г. Москве, в г. Новосибирске, в г. Самаре.

В соответствии с пунктом 3.3 договора планируемый график поступления посылок согласовывается Компанией “Янцен с.р.о.“ с ФГУП “Почта России“.

На 4 квартал 2007 года был согласован график прибытия автофургонов от Компании “Янцен с.р.о.“ в понедельник, среду, четверг каждой недели по две машины в адрес ММПО в г. Самаре (письмо согласования от 17 сентября 2007 года).

С 08 сентября 2007 года ФГУП “Почта России“ прекратило прием и обработку МПО Компании “Янцен с.р.о.“, о чем Компания “Янцен с.р.о.“ сообщила ФГУП “Почта России“ письмами от 11 сентября 2007 года и от 14 сентября 2007 года.

Письмом от 30 октября 2007 года N 2.2/2791-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании “Янцен с.р.о.“ об ограничении с 30 октября 2007 года приема и обработки МПО до одного автотранспортного средства один раз в две недели.

Письмом от 03 декабря 2007 года N 2.2/3258-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании “Янцен с.р.о.“ о приеме МПО один раз в неделю на период с 07 декабря 2007 года до 21 декабря 2007 года.

Письмами от 31 ноября 2007 года N 2.2/3097-07 и N 2.2/3231-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании “Янцен с.р.о.“ об отказе автоматической пролонгации
действующего договора на 2008 год и уведомило, что планируется его пересмотр.

В декабре 2007 года Компания “Янцен с.р.о.“ направила ФГУП “Почта России“ проект договора на оказание услуг почтовой связи (приему, обработке, доставке, выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра посылок, направляемых в адрес физических лиц Российской Федерации, по условиям которого Компания “Янцен с.р.о.“ обязывалась передавать ФГУП “Почта России“ не менее 50% посылок для отправки адресатам.

Международное бюро ВПС письмом от 18 марта 2008 года N 4850(DOT.PNC)006 проинформировало ФГУП “Почта России“, что назначенными операторами стран - членов ВПС Республики Чехия и Республики Германия являются соответственно “Почта Чехии“ и “Дойче Пост АГ“.

Письмом от 07 мая 2008 года Компания “Янцен с.р.о.“ направила ФГУП “Почта России“ оферту о заключении договора, предметом которого является оказание ФГУП “Почта России“ услуг по приему, обработке, выдаче и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра почтовых посылок, направляемых Компанией “Янцен с.р.о.“ в адреса физических лиц на территории Российской Федерации.

В ответ письмом от 23 мая 2008 года N 1.1.1-53/1802 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании “Янцен с.р.о.“, что для заключения договора необходимо представить документ, подтверждающий статус Компании “Янцен с.р.о.“ в качестве назначенного оператора.

При обращении в антимонопольный орган, Компания “Янцен с.р.о.“ указала на неправомерность приостановления, прекращения оказания услуг обработки МПО Компании “Янцен с.р.о.“ в ММПО в г. Москве и в г. Самаре, а также требования ФГУП “Почта России“ относительно в проекте договора пункта, ограничивающего, по мнению Компании “Янцен с.р.о.“, ее права.

На основании статьи 24 Федерального закона “О защите конкуренции“ ФАС России была проведена проверка соблюдения ФГУП “Почта России“ антимонопольного законодательства,
в результате которой было установлено, что в декабре 2007 года, в феврале 2008 года превышение сроков обработки МПО таможенными органами привело к перегруженности зоны таможенного контроля в ММПО в г. Москве. При этом снижение обрабатываемых МПО Компании “Янцен с.р.о.“ в ММПО в г. Москве было сокращено в период май - август, декабрь 2007 года и прекращено в период сентябрь - ноябрь 2007 года, феврале 2008 года.

Также установлено, что МПО, поступающие от назначенных операторов в течение 2007 года обрабатывались в полном объеме, в то время как количество обработанных в ММПО МПО (посылки) иностранных операторов, не являющихся назначенными, значительно снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

В связи с перегруженностью ММПО в г. Москве для обеспечения обработки всех входящих на территорию Российской Федерации почтовых отправлений часть МПО назначенного оператора Республики Германия по процедуре ВТТ с октября 2007 года направлялись на обработку в ММПО в г. Самаре. С сентября ФГУП “Почта России“ сократило график приема на обработку МПО Компании “Янцен с.р.о.“ в ММПО в г. Самаре.

В связи с этим ФАС России пришла к выводу, что ФГУП “Почта России“ в ситуации перегруженности ММПО в г. Москве - объекта федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых и отправляемых в РФ, приняла все необходимые меры для обработки МПО назначенных операторов в полном объеме, и не приняла подобных мер в отношении операторов, не являющихся назначенными и получающими услугу обработки МПО на основании договоров по оказанию услуг почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления
и досмотра отправлений, сократив объемы принимаемых МПО.

На основании данных выводов ФАС России оспариваемым решением от 24 июля 2008 года признала ФГУП “Почта России“ нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ путем необоснованного требования для заключения договора на услуги почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра отправлений информации о том, что Компания “Янцен с.р.о.“ является официально назначенным оператором в соответствии со статьей 2 “бис“ Всемирной почтовой конвенции, сокращения объемов принимаемых в местах международного почтового обмена Российской Федерации международных почтовых отправлений Компании “Янцен с.р.о.“ в одностороннем порядке.

Предписанием от 24 июля 2008 года по делу N 1 10/6-08 ФАС России предписала ФГУП “Почта России“ на необходимость прекратить нарушение пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание соответствуют требованиям Федерального закона “О защите конкуренции“ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Повторно рассматривая данное дело, отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительными оспариваемые решение и требование ФАС России, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 4 Федерального закона “О почтовой связи“ закреплено, что отношения в области почтовой связи в
Российской Федерации регулируются Федеральным законом “О связи“, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии же с требованиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ, Правил оказания услуг почтовой связи международные почтовые отправления принимаются и оформляются в соответствии с требованиями настоящих Правил, актами Всемирного почтового союза и международными договорами РФ в области международного почтового обмена.

Ввиду того, что действующим российским законодательством правоотношения между национальными операторами почтовой связи и операторами, официально неназначенным почтовыми администрациями, прямо не урегулированы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что к спорным правоотношениям по настоящему делу подлежат применению нормы международного права.

Статьей 2 Всемирной почтовой конвенцией, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08 октября 2007 года N 1366-р (далее - Конвенция) установлено, что страны - члены Всемирного почтового союза (ВПС) должны сообщить в Международное бюро наименование и адрес оператора или операторов, официально назначаемых для эксплуатации почтовой службы и выполнения обязательств, вытекающих из применения Актов союза, на своей территории.

Таким образом, международный почтовый обмен может осуществляться почтовыми операторами, официально назначенными почтовыми администрациями стран, поскольку участники Конвенции принимают на себя обязательства и ответственность за международные почтовые отправления.

Уставом Всемирного почтового союза (далее - Устав ВПС), Конвенцией, а также иными Актами ВПС неназначенные операторы почтовой связи не наделены правом на использование бланков ВПС, поскольку они не обладают статусом, полномочиями и обязанностями участника данного Союза.

В соответствии
со статьей 11 Устава ВПС присоединение к ВПС определяет для страны-члена присоединение к Уставу ВПС и к обязательным Актам ВПС.

Согласно статье 21 прим. 14 гл. 4 Устава ВПС, статье 128 гл. 4 Общего Регламента ВПС, страны - члены ВПС выплачивают членские взносы на покрытие расходов ВПС, в том числе связанных с эксплуатацией почтовой службы. Страну-члена в ВПС представляет почтовая администрация соответствующего государства.

В Российской Федерации почтовой администрацией является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России), которое уплачивает членские взносы в ВПС.

При этом страна-член в силу статей 2, 2 “бис“ Конвенции назначает оператора для эксплуатации почтовой службы и выполнения обязательств, вытекающих из применения Актов ВПС на своей территории. Каждое государство в лице почтовой администрации несет ответственность за деятельность назначенных операторов, а также осуществляет финансирование системы эксплуатации международной почтовой службы.

В соответствии со статьей 10 Конвенции прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов ВПС. Непосредственный обмен почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран международными почтовыми отправлениями (МПО) осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена.

Кроме того, статьей 28 Конвенции установлено, что каждая администрация, получающая от другой администрации отправления письменной корреспонденции, имеет право взыскивать с отправляющей администрации расходы, произведенные в связи с полученной международной почтой. Реализация данного права возможна только в случае взаимодействия официально назначенных почтовыми администрациями стран - членов ВПС почтовых операторов.

Согласно пункту 2 статьи 293 ТК РФ таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня.

Суд апелляционной инстанции
правильно посчитал, что из смысла данной нормы следует, что таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, сопровождаемых документами, предусмотренными актами ВПС, имеет особенности по сравнению с таможенным оформлением иных товаров, в том числе почтовые отправления, являющиеся предметом договора об оказании услуг от 14 февраля 2005 года N ПР/2.2/140-05, заключенного между ФГУП “Почта России“ и Компанией “Янцен с.р.о.“.

К тому же, пунктом 13 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03 декабря 2003 года N 1381 запрещено направлять в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита в пункты или места международного почтового обмена и хранить в зонах таможенного контроля, созданных на их территориях, товары, перемещаемые по таможенной территории Российской Федерации не в рамках международного почтового обмена.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года N 221, подпункта “г“ пункта 2 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях под местом международного почтового обмена (ММПО) понимается объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций (а не частных компаний) международных почтовых отправлений (МПО), принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также их отправку по назначению.

Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что субъектами, которые осуществляют прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений (в том числе, и доставка таких отправлений в ММПО), являются почтовые администрации либо, назначенные почтовые операторы, которые вправе использовать бланки ВПС и пользоваться процедурой таможенного оформления, установленной для МПО.

При этом неназначенным почтовым операторам, каковым является Компания “Янцен с.р.о.“, не предоставлено право на использование бланков ВПС и пользование процедурой таможенного оформления, установленной для МПО. Депеши (отправления) указанных операторов подлежат таможенному оформлению как коммерческие отправления.

При рассмотрении дела, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что вопреки утверждениям ФАС России и суда первой инстанции, приведенные нормы согласуются с выводами экспертного заключения Минюста России (письмо от 05 июня 2009 года N 06/5806-АФ), согласно которому Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации, представляет и защищает интересы Российской Федерации при взаимодействии с почтовыми организациями других государств, в международных организациях. Для организации обмена МПО Минкомсвязи России как почтовая администрация Российской Федерации определяет места международного почтового обмена на территории Российской Федерации и привлекает к работе по оказанию услуг международной почтовой связи операторов почтовой связи Российской Федерации.

Заключение ФГУП “Почта России“ по оферте Компании “Янцен с.р.о.“ договора об оказании услуг по приему, обработке, выдаче и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра почтовых посылок, направляемых Компанией “Янцен с.р.о.“ в адреса физических лиц на территории Российской Федерации означало бы возможность влияния на публично-правовые полномочия заявителя, определенные национальным и международным законодательством, в том числе их фактического ограничения путем использования публично-правовых приоритетов в частных целях. Такое положение нарушило бы баланс публичных и частных интересов в сфере спорных правоотношений, что противоречит упомянутым правовым нормам международного и национального права.

Из писем Международного бюро ВПС N 4850 (DOT.PNC) 006 от 18 марта 2008 года, N 4660 DER (OTAR) от 04 ноября 2009 года следует, что официально назначенным оператором от почтовой администрации Чешской Республики является Почта Чехии, которая является единственным оператором, уполномоченным оказывать международные почтовые услуги на основании Актов Союза.

Более того, согласно вышеуказанному письму Международного бюро ВПС, Компания “Янцен с.р.о.“ не имеет права предоставлять какие бы то ни было международные почтовые услуги на основании Актов Союза, использовать документацию ВПС для своих операций, пользоваться таможенными процедурами или процедурами авиакомпаний, которые специально зарезервированы за почтой.

Указанные письма Международного бюро ВПС согласуются с заключением МИД России (письмо от 05 августа 2008 года N 10853/дп), а также с письмом почтовой администрации России (письмо Федерального агентства связи от 18 апреля 2008 года N ВБ-ПЗ1-2904), которые необоснованно не были учтены ФАС России при вынесении оспариваемых решения и предписания.

В соответствии со статьей 20 Устава ВПС, статьей 116 Общего регламента ВПС Международное бюро является центральным учреждением, функционирующим в месте пребывания ВПС, которое служит исполнительным органом, органом поддержки, связи, информации и консультации для почтовых администраций.

В связи с этим, суд апелляционной инстанции дал оценку разъяснениям Международного бюро ВПС по нормативно-правовым вопросам деятельности ВПС, стран - членов ВПС, почтовых администраций и доводам почтовых администраций Чехии и Германии.

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что Компания “Янцен с.р.о.“, как неназначенная почтовые операторы, не может являться участником международного почтового обмена, не имеет право предоставлять какие бы то ни было международные почтовые услуги на основании Актов Союза, использовать документацию ВПС для своих операций, пользоваться таможенными процедурами или процедурами авиакомпаний, которые специально зарезервированы за международной почтой.

Таким образом, указанное в оспариваемых решении и предписании ФАС России требование ФГУП “Почта России“, как участника международного почтового обмена, для заключения договора на услуги почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра отправлений информации о том, что Компания “Янцен с.р.о.“ является официально назначенным оператором, а также сокращения объемов принимаемых в местах международного почтового обмена Российской Федерации международных почтовых отправлений Компании “Янцен с.р.о.“, не свидетельствует о нарушении ФГУП “Почта России“ пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции по применению норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Поэтому доводы кассационной жалобы, которые сводятся к иной, чем у суда, неверной трактовке норм права и оценке обстоятельств дела, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и правомерно отклоненные судом апелляционной инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2010 года по делу N А40-127243/09-130-621 оставить без изменения, а кассационную жалобу ФАС России без удовлетворения.

Председательствующий судья

М.Р.АГАПОВ

Судьи

М.В.БОРЗЫКИН

В.А.ДОЛГАШЕВА