Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КГ-А40/8810-10 по делу N А40-166964/09-24-1198 Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с уплатой таможенных платежей и штрафа по факту административного правонарушения, выразившегося в недоставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом. Обстоятельства: При комиссионной выгрузке на станции назначения установлена недостача товара. Постановлением таможенного органа перевозчик привлечен к ответственности в виде штрафа. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт ненадлежащего исполнения обязательств по обеспечению сохранности груза доказан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2010 г. N КГ-А40/8810-10

Дело N А40-166964/09-24-1198

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Завирюха Л.В.

судей: Новоселова А.Л., Плюшкова Д.И.

при участии в заседании:

от истца Меркулова О.Н. дов. от 22.07.2010 N НЮ-3-15/197

от ответчика Эргешов В.Н. дов. от 01.04.2010 N 77НП 8651571

рассмотрев 16 августа 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ФГП ВО ЖДТ России

на решение от 01.03.2010 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Мироненко Э.В.

на постановление от 07.05.2010 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Лящевским И.С., Яремчук Л.А., Семикиной О.Н.

по иску ОАО “РЖД“

о взыскании убытков

к
ФГП ВО ЖДТ России

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) в лице филиала - Московской железной дороги обратилось с иском к Федеральному государственному предприятию “Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - ведомственная охрана) о взыскании 386.715 руб. 48 коп. в возмещение убытков, возникших в связи с уплатой таможенных платежей и штрафа по факту административного правонарушения, выразившегося в недоставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

В обоснование своих требований истец ссылается на соглашение от 04.05.2005 N 147, заключенное сторонами.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2010 иск удовлетворен при выводе об ответственности ведомственной охраны за утрату запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ) и несохранную перевозку.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2010 решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ведомственной охраны.

Заявитель жалобы просит отменить решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Соглашение от 04.05.2005 N 147 о порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозках импортных грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО “РЖД“ и ведомственной охраной, расторгнуто сторонами с 01.12.2008, а потому вся ответственность по перевозке импортных грузов в соответствии со статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации должна быть возложена на ОАО “РЖД“. Ссылка в постановлении апелляционного суда на то, что ЗПУ было утрачено в феврале 2008 года, штрафы таможней наложены в октябре 2008 года не соответствует материалам дела, поскольку факт недоставки перевозчиком товара и утрата ЗПУ произошли в
августе 2009 года, т.е. на момент отсутствия соглашения N 147.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ведомственной охраны поддержал доводы кассационной жалобы, Представитель ОАО “РЖД“ возражал против удовлетворения жалобы и просил оставить решение и постановление суда без изменения.

Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков в судебном порядке возможно при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершения ответчиком противоправного действия (бездействия), возникновения у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО “РЖД“ на станции Забайкальск приняло из Китая к перевозке контейнер N UESU 5266305 с грузом по железнодорожной накладной N 29807 (обувь женская).

Забайкальской таможней данный вагон был помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита, в качестве средства идентификации было применено ЗПУ отправителя с контрольными знаками 015705, 81009.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны“, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38, в
целях обеспечения сохранности перевозимого груза и средств идентификации контейнер N UESU 5266305 был сдан под охрану ответчику. Указанное обстоятельство подтверждается приемо-сдаточным актом от 18.08.2009 N П94515/100500.

В пути следования на станции Бекасово-Сортировочная у контейнера обнаружено отсутствие ЗПУ отправителя, что зафиксировано в акте общей формы от 25.08.2009 N 18000-1-П/5860, для обеспечения сохранности груза наложено новое ЗПУ “Транс-Пломбир“ N 9563607.

При комиссионной выгрузке на станции назначения Кунцево-2 установлена недостача 44 коробок, о чем составлен коммерческий акт от 27.08.2009 N И004478/3.

Постановлениями Московской таможни от 12.10.2009 и 14.10.2009 N 110129000362/2009 и 10129000-364/2009 истец был привлечен к административной ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 10.000 руб. и 300.000 руб. соответственно.

Также Московской таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей в сумме 76.715 руб. 48 коп. в связи с недоставкой товара в определенное таможенным органом место.

Все вышеуказанные платежи были оплачены истцом, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Полагая, что убытки в виде выплаты денежных средств причинены по вине ведомственной охраны, ОАО “РЖД“ обратилось в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из наличия между ОАО “РЖД“ и ведомственной охраной соглашения от 04.05.2005 N 147, которым установлен порядок ответственности сторон в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых охраной согласно перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

Пунктом 5.2.3 указанного соглашения установлена обязанность охраны возмещать перевозчику суммы расходов, связанных с удовлетворением претензий грузоотправителей, грузополучателей по несохранным перевозкам грузов.

Согласно пункту 6.3 соглашения ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей
таможенных органов на транспортных средствах), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на перевозчика, за нарушение таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы.

В связи с тем, что по вине ответчика, не обеспечившего сохранность ЗПУ и товара после приема контейнера от перевозчика, истец понес убытки в размере уплаченного штрафа и таможенных платежей исковые требования признаны правомерными.

Вывод суда об удовлетворении иска по указанным мотивам кассационная инстанция находит сделанным по неполно исследованным обстоятельствам дела.

Так, соглашение от 04.05.2005 N 147 положенное судом в основу принятого решения в материалах дела не представлено и судом не исследовалось.

Довод ведомственной охраны относительно того, что указанное соглашение расторгнуто сторонами с 01.12.2008 года не был проверен судом.

Между тем, проверка указанного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку ЗПУ было утрачено в августе 2009, к административной ответственности ОАО “РЖД“ привлечено в октябре 2008.

При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит проверить доводы ведомственной охраны о прекращении действия соглашения N 147 и отсутствии в связи с этим правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, связанных с уплатой штрафа за утрату средств идентификации.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 марта 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 мая 2010 г. по делу N
А40-166964/09-24-1198 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Л.В.ЗАВИРЮХА

Судьи

А.Л.НОВОСЕЛОВ

Д.И.ПЛЮШКОВ