Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2010 N КГ-А40/4958-10 по делу N А40-54378/09-130-158 Требование: О признании незаконным решения об отказе в оформлении земельно-правовых отношений на участок и обязании заключить договор аренды. Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в оформлении краткосрочного договора аренды земельного участка и согласовал возврат денежных средств, перечисленных за право заключения договора. Решение: Требование удовлетворено, поскольку решение уполномоченного органа противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 г. N КГ-А40/4958-10

Дело N А40-54378/09-130-158

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего - судьи Хомякова Э.Г.,

судей Чучуновой Н.С., Комаровой О.И.

при участии в заседании:

от истца - Демишева И.В., дов. от 22.06.2010 г.;

от ответчиков - Департамента земельных ресурсов города Москвы - Валеева И.Р., дов. от 25.12.2009 г.;

от Префектуры ЮВАО г. Москвы - не явился, извещен;

рассмотрев 23.06.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу

ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 03 ноября 2009 г.,

принятое судьей Кононовой И.А.,

и на постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда

от 12 марта 2010 г.,

принятое судьями Пронниковой Е.В., Веклич Б.С., Поташовой Ж.В.,

по иску ООО “ИНФО КОМФОРТ“

о признании незаконным решения, недействительным отказа в оформлении земельно-правовых отношений,

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Префектуре ЮВАО г. Москвы

установил:

ООО “ИНФО КОМФОРТ“ (далее - Общество) обратилось в суд с иском к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Префектуре ЮВАО г. Москвы о признании незаконным решения Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы от 22.09.2008 (протокол N 34), о признании утратившим силу решения Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы от 24.12.2007 (протокол N 47), о признании недействительным отказа Территориального управления в ЮВАО г. Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, остановка “19-й таксомоторный парк“; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО “ИНФО КОМФОРТ“ договор аренды сроком на один год на земельный участок площадью 0,002 га под установку и дальнейшую эксплуатацию остановочно-торгового модуля по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, остановка “9-й таксомоторный парк“ в границах в соответствии с Градостроительным заключением N 240-42/205-2007 от 06.07.2007 и эскизом N 1 по цене, основанной на расчетах с учетом площади земельного участка, базовой ставки ежегодной арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земель, территориально-экономической оценочной зоны г. Москвы, коэффициента дифференциации по территории города базовых ставок ежегодной арендной платы, коэффициента индексации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 г., иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ответчик - Департамент земельных ресурсов города
Москвы просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска; полагая, что судебные акты первой и апелляционной инстанций являются необоснованными и незаконными, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что оформление земельно-правовых отношений на спорный участок не представляется возможным, поскольку данный земельный участок расположен в границах улично-дорожной сети. Указывает, что у улично-дорожной сети уже есть кадастровый номер, в связи с чем сформировать и поставить на государственный кадастровый учет спорный земельный участок, находящийся в ее границах, не представляется возможным. Считает, что в то время, когда ООО “ИНФО КОМФОРТ“ фактически занимало спорный участок, у Общества отсутствовали оформленные земельно-правовые отношения на него.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика - Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал кассационную жалобу, просил ее удовлетворить.

Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение и постановление, принятые по делу, законными и обоснованными.

Представитель ответчика - Префектуры ЮВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости оставления принятых по делу судебных актов без изменения в связи
со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы от 24.12.2007, оформленным протоколом N 47, согласован проект границ земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, остановка “19-й таксомоторный парк“, площадью 0,0020 га, для оформления земельно-правовых отношений с ООО “ИНФО-КОМФОРТ“ на условиях краткосрочной аренды земельного участка для размещения и дальнейшей эксплуатации остановочно-торгового модуля (далее - ОТМ).

Решением от 22.09.2008, оформленным протоколом N 34, Комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы признала утратившим силу ранее принятое решение от 24.12.2007, оформленное протоколом N 47, а также согласовала возврат денежных средств, перечисленных ООО “ИНФО-КОМФОРТ“ за право заключения договора аренды в размере 117 720 рублей.

На основании указанного решения письмом от 25.11.2008 N 33-2Т4-2054/8-(0)-1 Территориальное управление в ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы отказало Обществу в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, остановка “19-й Таксомоторный парк“, ссылаясь на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, и обосновывая принятое решение тем, что земельный участок расположен в границах улично-дорожной сети.

Считая решение Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы от 22.09.2008, оформленное протоколом N 34, а также вынесенный на его основании отказ Департамента земельных ресурсов в оформлении земельно-правовых отношений незаконными, ООО “ИНФО КОМФОРТ“ обратилось в суд с соответствующими требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из незаконности и необоснованности вышеуказанных решений ответчика.

Действительно, в
силу п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, но не более пяти лет.

Между тем, согласно п. п. 1, 1.2 Приложения N 5 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 274-ПП “Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы“, остановочно-торговые модули - павильоны ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно объединенные с киоском или павильоном, размещаются на остановках общественного городского наземного пассажирского транспорта и предназначены для создания пассажирам комфортных условий ожидания транспорта, реализации проездных билетов, а также для осуществления розничной торговли товарами, не требующими особых условий хранения, производства, продажи, оказания услуг.

Согласно пункту 3.1 Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270-ПП, красные линии - это границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.

Данным пунктом Положения установлено, что в пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).

Следовательно, довод Департамента о невозможности предоставления земельного участка под размещение остановочно-торгового модуля ввиду того, что участок расположен в границах улично-дорожной сети, является неправомерным.

Кроме этого, в соответствии со ст. 8 Закона города Москвы
от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.

Согласно ч. 3 названной нормы земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов): собственникам расположенных на них объектов капитального строительства; арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы; для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд; в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов.

Согласно п. 5 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы.

В данном случае, что не оспаривалось представителем ответчика и в судебном заседании кассационной инстанции, право на заключение договора аренды на спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, остановка “19-й таксомоторный парк“, являлось предметом торгов, по результатам
которых ООО “ИНФО КОМФОРТ“ приобрело право на обустройство остановочного пункта остановочно-торговым модулем.

Поскольку предметом торгов может являться право на заключение договора аренды земельного участка уже сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства, довод ответчика об отсутствии возможности поставить на кадастровый учет спорный земельный участок правомерно был отклонен апелляционной инстанцией как необоснованный.

Иные доводы ответчика, в том числе о нарушении Обществом порядка размещения ОТМ, а также отсутствии у Общества фактически оформленных земельно-правовых отношений в то время, когда оно фактически занимало спорный земельный участок, правомерно не приняты апелляционным судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием для вынесения обжалуемого заявителем решения и не относятся к предмету настоящего спора.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы от 22.09.2008 противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с
чем обоснованно удовлетворили исковые требования.

Соответственно, оспариваемый отказ Департамента в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок, обусловленный невозможностью предоставления участка, расположенного в границах улично-дорожной сети, также неправомерен и обоснованно признан судом недействительным.

Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 ноября 2009 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 марта 2010 г. N 09АП-27279/2009-АК по делу N А40-54378/09-130-158 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Э.Г.ХОМЯКОВ

Судьи

Н.С.ЧУЧУНОВА

О.И.КОМАРОВА