Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2010 N КА-А40/3103-10 по делу N А40-47504/09-151-300 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что спорное имущество не производилось (строилось) обществом, а находилось в пользовании и перешло в собственность на основании удостоверений БТИ, в связи с чем не был уплачен НДС. Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, являясь общественной организацией инвалидов, имеет право на льготу, предусмотренную пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2010 г. N КА-А40/3103-10

Дело N А40-47504/09-151-300

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Долгашевой В.А.

судей Дудкиной О.В., Тетеркиной С.И.

при участии в заседании:

от истца - ОООИ “ВОС“ - Галанина Л.И. - дов. от 05.04.2010 г. N 5-23/16, Маргиев И.В. - дов. от 05.04.2010 г. N 5-23/15, Залевская Н.Е. - дов. от 22.04.2009 г.

от ответчика - ИФНС России N 10 по г. Москве - Вагнер С.А. - дов. от 07.07.2009 г. N 68, Лобова Н.А. -дов. от 29.06.2009 г. N 05юр-45, Милосердова Е.Ю. -
дов. от 11.11.2009 г. N 05юр-79

рассмотрев 07 апреля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве

на постановление от 28 декабря 2009 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятые судьями Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.

по делу N А40-47504/09-151-300

по иску (заявлению) Общероссийской Общественной организации инвалидов “Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“

о признании недействительными решения и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа

к ИФНС России N 10 по г. Москве

установил:

Общероссийская Общественная организация инвалидов “Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России N 10 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.12.2008 г. N 18/1585 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ и требования от 05.03.2009 г. N 11/61 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.12.2008 г.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2009 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 г. решение суда первой инстанции отменено. Обжалуемые решение и требование налогового органа признаны недействительными как не соответствующие положениям налогового законодательства.

Не согласившись с вынесенным судом апелляционной инстанции постановлением, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный апелляционный суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Законность принятого судебного акта проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.

Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители общества против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве, в котором выражается несогласие с заявленными налоговым органом доводами.

Как следует
из материалов дела и установлено судами, общество 22.07.2008 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 г., согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 18 305 руб.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2008 г. реализация амортизируемого имущества составила 5 515 000 руб. Во 2 квартале 2008 г. обществом реализовано имущество на сумму 12 743 318 руб.

В поданной налоговой декларации по НДС указанная реализация имущества не отражена.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки инспекцией составлен Акт от 15 сентября 2008 года N 18/447 и с учетом представленных возражений вынесено оспариваемое решение, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 483 910 руб., доначислен НДС в размере 2 419 548 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

05 марта 2009 года на основании вынесенного решения налоговым органом в адрес общества направлено требование N 11/61 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25 декабря 2008 г., которое исполнено обществом, а доначисленные суммы налога и штрафных санкций списаны с расчетного счета.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из правомерности принятого инспекцией решения и выставленного требования, а также указал на то, что общество не имеет льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ.

Отменяя решение первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что спорное имущество не производилось (строилось) обществом, а находилось в пользовании
и перешло в собственность на основании удостоверений БТИ, выданных в 1992 году, в связи с чем был неуплачен НДС в размере 1 409 107 руб.

Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что общество было учреждено в соответствии с Постановлением ЦИК СССР, Совета народных комиссаров СССР от 06.01.1930 г. “О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли“. В последующем деятельность общества осуществлялась в соответствии с Законом СССР “Об общественных объединениях“ от 09.10.1990 г. N 1708-1 (утв. Постановлением ВС СССР от 09.10.1990 г. N 1709-1), а также с Федеральным законом РФ от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“.

Согласно данным нормативным актам денежные средства общественного объединения формируются от вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения и других, не запрещенных законом поступлений, то есть без участия бюджетов разного уровня.

Деятельность общества также регламентировалась следующими нормативными актами: Уставом Всероссийского общества слепых, принятого VII съездом ВОС в 1952 году, Положением о Всероссийском обществе слепых (ВОС), утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 02.01.1956 г. N 1, Уставом ВОС, принятого XVI съездом ОО ВОС 14.09.1991 года.

В соответствии с данными документами, общество, помимо прочего, организует учебно-производственные предприятия, общежития, столовые, клубы, красные уголки, дома отдыха, санатории, школы для подготовки и переподготовки кадров, а также библиотеки и выставки. Обществом также организуется производственно-профессиональное обучение слепых на собственных учебно-производственных предприятиях.

Судом установлено, что спорное
имущество, по которому налоговый орган проводил проверку об уплате сумм НДС, было приобретено обществом за счет собственных средств или построено собственными силами в период с 1954 по конец 1980-х годов.

Суд установил, что факт приобретения зданий щеточного цеха, литера “В“; гаража лит. К1; механической мастерской, лит. И, И1, И2; конторы, лит. К; складов, состоящих из 5-ти помещений, лит. Б - Б1, К2; паяльного цеха, лит. В1, В2 подтверждается удостоверениями Березниковского БТИ о регистрации права общества на данные объекты; актами приемки-передачи основных средств Пермского РО ВОС; титульными списками вновь начинаемых строек, отчетами о капитальном строительстве, осуществляемом за счет нецентрализованных капитальных вложений.

В собственности общества также находились земельные участки, на которых расположены указанные объекты и находящиеся по адресу Пермский край, г. Березники, ул. Свободы 40, а также земельный участок с кадастровым номером 60:15:1005002:1 и нежилое здание с кадастровым номером 60:15:1005002:1:153 2-А, расположенное по адресу: Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 91.

Факт нахождения данных объектов в собственности общества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на основании удостоверений БТИ.

Судом также установлено, что общество осуществило отчуждение вышеуказанных объектов в соответствии с Распоряжением Президента ВОС N 528 от 26.08.2008 г. и заключенными с ООО “Альтера“ договорами купли-продажи имущества.

Как правомерно указал суд, согласно пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению, освобождаются от налогообложения операции, по реализации товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Также указанная льгота распространяется на учреждения, единственными собственниками имущества которых
являются указанные общественные организации инвалидов.

Представленными в материалы дела и изученными судом апелляционной инстанции документами, общество подтвердило обоснованность применения предусмотренной налоговым законодательством льготы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган в нарушение ст. 65 НК РФ не представил суду доказательств того, что общество создавало (строило) спорные объекты не своими силами и не за счет собственных средств.

Суд также правильно указал на то, что в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ также не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка.

Иная оценка установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 г. по делу N А40-47504/09-151-300 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве - без удовлетворения.

Председательствующий

В.А.ДОЛГАШЕВА

Судьи

О.В.ДУДКИНА

С.И.ТЕТЕРКИНА