Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2010 N КГ-А40/2356-10 по делу N А40-68108/09-154-284 Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков. Обстоятельства: Регистрирующий орган в письме отказал в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков. Отказ мотивирован тем, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы для государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил наличие или отсутствие ранее зарегистрированных прав на спорные земельные участки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. N КГ-А40/2356-10

Дело N А40-68108/09-154-284

Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 25.03.2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Зверевой Е.А.

судей Петровой В.В., Стрельникова А.И.

при участии в заседании:

от заявителя: ДЗР г. Москвы - Ефимьева Л.К. дов. N 33-И-3042/9 от 25.12.09

от ответчика: Управления Росреестра по г. Москве - Гогричиани Э.Г. дов. N 29060/09 от 24.11.09

рассмотрев 22.03.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Росреестра по г. Москве

на решение от 06.10.2009 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Локайчук Т.М.

на постановление от 21.12.2009 г. N 09АП-24981/2009-ГК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.

по иску
(заявлению) Департамента земельных ресурсов г. Москвы

о признании незаконным решения

к Управлению Росреестра по г. Москве

установил:

Департамент земельных ресурсов г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Москве о признании недействительным отказа, оформленного письмом за N 14/009/2008-712 от 29.04.2009 г., в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков по адресу: г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, вл. 2, стр. 1; г. Москва, 1-й Красногвардейский проезд вл. 4, стр. 1; г. Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл. 6; г. Москва, Красногвардейский проезд, вл. 4, стр. 2; г. Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл. 8, оформленного распоряжением Правительства Москвы от 01.10.08 г. N 2264-РП, с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1006, 77:01:0004041:1002, 77:01:0004041:1000 77:01:0004041:1008, 77:01:0004041:1009.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 г. требования заявленные Департаментом земельных ресурсов г. Москвы удовлетворены в полном объеме.

Кроме того, при принятии постановления судом апелляционной инстанции также произведена процессуальная замена Управления Федеральной регистрационной службы по Москве на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылался на неправильное применение судами норм материального права, а также указал на то, что выводы суда о том, что решение об изъятии земельного участка является самостоятельной правовой категорией, порядок государственной регистрации которой законом не урегулирован, не основан на нормах
права и обстоятельствах дела.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы в заседании суда кассационной инстанции, против доводов кассационной жалобы возражал, просил судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям:

Как усматривается из фактических обстоятельств дела, 01.10.2008 года, Правительство Москвы в пределах компетенции, предоставленной ГК РФ и Земельным кодексом РФ, распоряжением N 2264-РП приняло решение изъять для государственных нужд указанные выше земельные участки, а также расположенные на них объекты жилищного фонда, с целью расширения 1-го Красногвардейского проезда и строительства эстакады на пересечении со 2-м Красногвардейским проездом и ул. Антонова-Овсеенко.

13.11.2008 г., Департамент земельных ресурсов города Москвы, являющийся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, в рамках полномочий, предоставленных Правительством Москвы постановлением от 30.10.2007 N 949-ПП “Об утверждении положения с Департаменте земельных ресурсов города Москвы“ обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (УФРС по Москве) с заявлением о государственной регистрации указанного выше решения.

Ответчиком в порядке ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, заявленная регистрация приостанавливалась, затем письмом от 29.04.2009 N 14/009/2008-596, последний
сообщил Департаменту об отказе в государственной регистрации указанного решения об изъятии земельных участков.

В соответствии с письмом УФРС по Москве в государственной регистрации в совершении регистрационных действий отказано на основании абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Также указал на отсутствие в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) записи о государственной регистрации прав на указанные земельные участки, что препятствует государственной регистрации распоряжения об изъятии.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Регистрация ограничения (обременения) возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 13 данного Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 6 названного Федерального закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом,
государственная регистрация ранее возникших прав возможна лишь на основании волеизъявления правообладателей, в том числе и в тех случаях, когда такая регистрация необходима для государственной регистрации обременения.

Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения, не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя земельного участка по регистрации, ранее возникших прав на этот земельный участок.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по следующим основания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав, на что и было обращено внимание регистрирующим органом.

Как усматривается из материалов дела, из приложения к распоряжению N 2264-РП Правительства Москвы изъятию подлежат конкретные земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома.

Данные обстоятельства судами не исследовались.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить наличие или отсутствие ранее зарегистрированных прав на спорные земельные участки, и с учетом установленной информации принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2009 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 г. по делу N А40-68108/09-154-284
отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Председательствующий

Е.А.ЗВЕРЕВА

Судьи

В.В.ПЕТРОВА

А.И.СТРЕЛЬНИКОВ