Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.01.2010 N КГ-А40/14308-09 по делу N А40-49119/09-149-314 Требование: О признании незаконным отказа в оформлении договора аренды на земельный участок. Обстоятельства: Общество обратилось с иском, ссылаясь на незаконный отказ в оформлении договора аренды на земельный участок. Решение: Требование удовлетворено, поскольку необоснованно было отказано предоставить в аренду земельный участок при наличии имущественных прав на недвижимость, расположенную на спорном участке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. N КГ-А40/14308-09

Дело N А40-49119/09-149-314

Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2010

Полный текст постановления изготовлен 15.01.2010

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Русаковой О.И.

судей: Чучуновой Н.В. и Хомякова Э.Г.

при участии в заседании:



от истца (заявителя) ООО “Высотка-1“: Хрусталев С.В., доверенность от 20.07.2009, Мещеряков А.А., доверенность от 27.04.2009

от ответчика Департамент земельных ресурсов города Москвы: Бондарь Ю.В., дов. от 25.12.2009 N 33-4-3005/9,

от третьего лица не участвует

рассмотрев 12.01.2010 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы, ответчика

на решение от 22.07.2009 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Лукашовой О.В.

на постановление от 02.10.2009

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Ядренцевой М.Д., Красновой С.В., Левиной Т.Ю.



по иску (заявлению) ООО “Высотка-1“

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Высотка-1“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным изложенного в письме от 30.03.2009 N 33-5ТО-303(9-10)-1 отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении договора аренды на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Москва, Котельническая наб., д. 1/15, корп. В, стр. 5, 6; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы предоставить в аренду ООО “Высотка-1“ земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Москва, Котельническая наб, д. 1/15, корп. В, стр. 5, и земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Москва, Котельническая наб, д. 1/15, корп. В, стр. 6.

Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 2, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 22.07.2009, оставленным без изменения постановлением от 02.10.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме в связи с необоснованным отказом истцу предоставить в аренду земельный участок при наличии имущественных прав на недвижимость, расположенную на спорном участке.

Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Департамента земельных ресурсов города Москвы, в которой ответчик просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применением норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и представленных письменных объяснениях по делу.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно этих доводов, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Как следует из материалов дела и установлено судами, истец, являясь собственником зданий, расположенных по адресу: Москва, Котельническая набережная, д. 1/15, корп. В, стр. 5, стр. 6, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 24.07.2002 серии 77 АА N 716395, серии 77 АА N 716396, зарегистрированного на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2002 по делу N А40-7197/02-73-12, обратился 05.02.2009 в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении договора аренды на земельные участки, имеющие адресные ориентиры: Котельническая набережная, д. 1/15, корп. В, стр. 5, 6. Ответчик письмом от 30.03.2009 N 33-5ТО-303(9-10)-1 отказал истцу в оформлении договора аренды земельных участков, указав на то, что спорные участки входят в границы участка, отведенного для эксплуатации жилого дома.

Считая отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы не законным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ, а не от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из непредставления Департаментом доказательств, обосновывающих его отказ по оформлению договора аренды вышеназванных земельных участков в связи с их нахождением в составе общего имущества многоквартирного дома и отнесением к объектам, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома. Суд пришел к правильному выводу о необоснованном отказе истцу в предоставлении в аренду спорных земельных участков. При этом суд обоснованно со ссылкой на положения п. 2 ст. 10, п. 1, п. п. 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП “О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность“ и приложения N 1 Порядка передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, утвержденного названным постановлением (далее - Порядок передачи земельных участков), п. 1 ст. 19 и п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, указал на то, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города осуществляет город Москва в лице его Правительства, уполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, в данном случае - Департамента земельных ресурсов города Москвы, в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Суд правильно определил нормы права, регламентирующие полномочия Департамента земельных ресурсов города Москвы по оформлению земельно-правовых отношений с правообладателем, а именно: п. 7.1, п. 8 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП “О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность“ и п. 5.1 утвержденного названным Постановлением Порядка передачи земельных участков, которыми предусмотрены полномочия Департамента по осуществлению приема и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц, сбору необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.

В силу приведенных выше правовых актов предусмотрена последовательность действий Департамента земельных ресурсов города Москвы по подготовке документов, сроки их исполнения, окончательным итогом которых является факт направления заявителю проекта договора аренды земельного участка, его заключения.

Доводы кассационной жалобы, связанные с отсутствием государственного кадастрового учета спорных земельных участков не свидетельствуют о судебной ошибке по делу, поскольку отказ истцу в оформлении договора аренды спорных земельных участков обоснован ссылкой Департамента на иные основания, изложенные в письме ответчика от 30.03.2009 N 33-5ТО-303(9-10)-1. Кроме того, суд обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, вступившего в законную силу 27.03.2008.

В соответствии с п. 2 ст. 20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В силу п. 1 ст. 19 Закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации.

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в случаях, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или когда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке.

Согласно п. 2.2.27 и п. 2.2.28 Положения о Департамента земельных ресурсов города Москвы, с учетом соглашения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Правительства Москвы от 09.11.2004 N С-01/1/77-145 Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по ведению государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, в том числе по вопросам подготовки и представление документов в установленном порядке для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Исходя из смысла вышеназванных норм права обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (или правообладателя) земельного участка. При этом закон не обуславливает выполнение этой обязанности собственником (правообладателем) наличием либо отсутствием заинтересованности каких-либо иных лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела факт представления истцом в Департамент земельных ресурсов города Москвы документов для оформления земельно-правовых отношений. Пакет документов проверен ответчиком в режиме “одного окна“ и был принят в работу.

Поскольку ответчик не исполнил возложенные на него законом обязанности, суд обоснованно удовлетворил требования ООО “Высотка-1“, признав незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении договора аренды на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Москва, Котельническая наб., д. 1/15, корп. В, стр. 5, 6, изложенного в письме от 30.03.2009 N 33-5ТО-303(9-10)-1, и обязав ответчика предоставить истцу в аренду спорный земельный участок земельный участок.

Факт представления ответчику копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное на спорных земельных участках установлен судами и подтверждается материалами дела, а именно: выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращением заявителей в службу “одного окна“. В пункте 9 Перечня представленных заявителем документов указаны копии документов о правах на имущество, находящееся на земельном участке, в том числе свидетельств о государственной регистрации права, заверенные в установленном порядке - 2 шт.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обжалованные по настоящему делу судебные акты соответствующими нормам материального права, а содержащиеся в них выводы судов - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора не установлено. Оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется, кассационная жалоба Департамента земельных ресурсов города Москвы удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ подлежат возврату приложенные к письменным объяснениям ООО “Высотка-1“ документы (копии заявления, перечня и расписка), названные документы имеются в материалах дела и оценивались судом.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение от 22 июля 2009 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 02 октября 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-49119/09-149-314 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.

Отменить введенное определением от 09 декабря 2009 года Федерального арбитражного суда Московского округа приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу.

Председательствующий-судья

О.И.РУСАКОВА

Судьи:

Н.В.ЧУЧУНОВА

Э.Г.ХОМЯКОВ